Главная Новости Статьи Фотоархив Сотрудничество Музыка

Сказ про то как «ВАРЯГ» на Белое Море ходил. Часть III

Все когда-нибудь заканчивается и мы покидаем гостеприимный Соловецкий Архипелаг. Предстоит длинная дорога домой. Идем обратно тремя яхтами «ВАРЯГ», «МАРС», «ПЕРСЕЙ». Валерий Иринархович отправился в Петербург на общественном транспорте, в обратный путь, мы идем под командованием Валентина Алексеевича Гуторова.
Белое Море проскочили быстро с попутным ветром, подошли к Беломорску.
Разводку моста Беломорска заранее не заказали , поэтому, пришлось ждать до обеда следующего дня.

Пришвартовались было к пустому железобетонному причалу Беломорска, но повторилась картина как на Повенце. Нарисовался хозяин причала и начал из нас давить деньги за стоянку, не смущаясь тем, что так же ни причалить для яхты толком, вылезти на берег- с трудом, что касается воды и электричества, там его и в помине не было. Никакие увещевания (причал был полностью свободен) ни трехэтажный мат наших капитанов, местный олигарх не сдавался, типа - нет денег, уходите и всё.

Пока капитаны ругались с этим уродом, я обследовал берег и нашел метрах в 100, среди останков сгоревшего старого деревянного пирса, (скорее всего, его и спалил этот «хозяин» пирса, чтобы пристать больше было негде) более - менее целый кусок. Туда мы в конце концов и встали, аккуратно, с футштоками подобрались, закрепили концы за останки причала. Глубина оказалась около 2х метров. Там и заночевали.
Ближе к 14 часам, связались с диспетчерами моста, нам дали добро на проход, яхты двинулись к разводному мосту.

Когда до моста осталось метров 300, диспетчер по радио сообщил . что нам придется подождать еще 40 минут. Капитан распорядился отдать якорь, что и было сделано. Но течение гнало нас к мосту, а навстречу дул довольно сильный ветер, который понес яхту против течения и стал разворачивать вокруг якорного каната. Якорный канат, захлестнулся вокруг плавникового киля «ВАРЯГа» и повернул яхту поперек течения. Как мы с Сергеем ни пытались, ни развернуть яхту, ни выбрать канат не удавалось.

Заводить мотор не представлялось возможным, из за боязни намотать на винт якорный конец или буйреп. Я предложил бросить якорный конец, с тем чтобы освободить яхту, затем подойти под двигателем, поймать томбуй и достать якорь. Но было решено предварительно попробовать надростить якорный конец более длинным концом и резко выбросить всю длину, чтобы создать слабину. Это помогло. Яхту развернуло, канат щелкнул и выскочил из под киля.
Пока мы вошкотились с якорем, мост развели и мы двинулись дальше.

Довольно сильно утомила нас череда шлюзов Беломор-Канала, однако расслабляться ни в коем случае нельзя, особенно при заполнении шлюза. В одном из шлюзов, «ПЕРСЕЙ» пришвартовался на первый плавающий рым шлюза. Видимо на этом шлюзе быстрее чем обычно открывались заслонки заполняющих механизмов. У ворот, возник огромный вспучивающий водоворот, который начал бешено мотать яхту из стороны в сторону.

Экипаж не смог удержать швартовые концы, яхту сорвало и понесло мимо нас к противоположенным воротам. Еще немного и яхту могло расколотить в щепки об огромные стальные ворота шлюза. Валентин Алексеевич, скомандовал принять концы с «ПЕРСЕЯ», мчащегося мимо. Концы вовремя подхватили и закрепили на «ВАРЯГе», Слава Богу! Всё обошлось.

Наконец, вышли в Онежское озеро.
Было решено на обратном пути посетить о. Кижи. На пути к о. Кижи, раздуло, посовещавшись, решили заночевать в каком нибудь закрытом от ветра убежище. Зашли за один из мысов северо - западного побережья Онежского озера. Ветер стих, но подойти к берегу не удалось- не позволяли глубины. Решено встать на якорь.

Сергей, решил попытать свое рыбацкое счастье и поставить сеть. Его снарядили в спасательный жилет и спустили тузик. Он поставил сеть от яхты, но без купания не обошлось. Когда поднимался на борт, тузик по обычаю, выскочил из под ног, и наш Серега загремел в воду. Общими усилиями, рыбака подняли на борт. К сожалению, в сеть попался только один окушёк. Слухи об обильных рыбных косяках Онеги, сильно преувеличены. В разговоре с профессиональными рыбаками из Вознесения, рыбу из Онеги всю вычерпали. Сама она самовоспроизводиться в Онеге не в состоянии (холодная вода и отсутствие теплых мелководий). То есть надо запускать малька, а это затратно, да и не нужно никому.

К Кижам подошли на другой день к обеду. Остров КИЖИ представляет собой остров - музей. Причал с дебаркадером, предназначенный для швартовки больших теплоходов с туристами. Для нас место нашлось за дебаркадером, у мостика, соединяющего его с берегом. Встали к мосту носом, швартовые закрепили за опоры ограждения моста и дебаркадер.

На берегу куча всяческих больших и малых павильонов с сувенирами , пивом и закусками. Метрах в 100 начинается территории музея. Полакомившись мороженным, мы отправились на осмотр острова.

Экскурсия по острову занимает около 2х часов.
Жемчужиной музея является основной комплекс, состоящий из трех деревянных храмов, имеющих в сумме тридцать три купола. Преображенская церковь, построенная без единого гвоздя мастером Нестором в 1714 году. Это совершенное по своей форме архитектурное строение, увенчанное двадцатью двумя куполами разных размеров, вознеслось над островом на 37 метров. Неподалеку расположена церковь Покровская. Она значительно меньше Преображенской, и венчают ее всего девять куполов. Завершает это трио Шатровая колокольня, построенная в 1874 году на месте старой и полностью повторяющая ее формы.

На острове находятся и другие часовни и храмы, свезенные из других мест Русского севера, а так же дома поморов с обстановкой и утварью, хоз. постройки, бани, мельница и прочее. ФОТО

Окончив экскурсию, мы пообедали и двинулись дальше с «МАРС»ом. «ПЕРСЕЙ», остался еще отдохнуть на Онеге некоторое время.

В Онеге нас ждала сырая ветреная погода с моросящим дождем и туманом. Без приключений, добрались до Вознесения.

Передохнув в Вознесении, попарились в бане у нашего знакомого-Сереги, дозаправились соляркой, которую нам помог доставить к яхте, местный инспектор ГИМС Кузьмин Павел Николаевич.

Наутро вошли в Свирь. Движение по Свири оживленное, постоянно снуют вверх и вниз грузовые и пассажирские теплоходы. Расходясь с ними желательно находиться на внутренней стороне поворота фарватера. Особенно на крутых поворотах, крупное судно может на повороте занести.

На Свири, так же оборудованных стоянок нет, поэтому, приходится брать все с собой. Через пару дней, преодолев Свирские шлюзы, выходим в Ладожское озеро.

Ладога встретила нас суровой штормовой погодой. Ветер 5-6 баллов, волны 3-4 метра высотой. В конце концов, началась гроза с здоровенными молниями и громом. Наши дамы Люба и Света, натерпелись страху.
Мы шли под двумя рифами на гроте и самым маленьким стакселем 6-7 узлов в бакштаг. Ночью - непроглядная темень, озаряемая вспышками молний.

К Шлиссельбургу подходили около трех часов утра. К этому времени, туда же подошли круизные теплоходы около 10 штук, чтобы к утру прибыть в Санкт Петербург. Идти вместе с ними по фарватеру ночью, не очень комфортно, но деваться некуда.
Когда начало светать, отшвартовались в Шлиссельбурге и завалились отдохнуть. Наутро, опустили мачту, и отправились вниз по Неве.

До города, добрались без приключений. С «МАРСом» мы расстались у стрелки Васильевского острова. Остался последний участок пути.
Несколько напрягало то, что мачту не разъединили, и наш верхний габарит, составлял около 4 метров, была опасность не пройти габарит Тучкова Моста - 4,5 метра, но этот габарит – при средней воде. То есть при западном ветре и нагонной воде, мы могли зацепиться своими подъемными приспособлениями. К нашему счастью, вода была не высокая и мы проскочили Тучков мост с запасом в полметра.

Пока шли по городу, достали «водители» здоровенных катеров, которые демонстрировали свою «крутизну» и полную тупость в морских делах. Был выходной день, они носились как ошпаренные и поднимали здоровенную волну. Однажды из за них, чуть было не свалилась за борт мачта на очередной волне. Но все обошлось благополучно.

Наконец, после полутора месяцев отсутствия, мы снова в родной гавани! Поход на Белое Море завершен!!

Большую благодарность хочу выразить участникам Регаты, предоставившим свои фото на сайт.

Кравцову Игорю ФОТО
Турусиновой Марине ФОТО
Андрею Виноградову ФОТО
Вадиму Кузнецовскому
Александру Наберенкову

Рейтинг@Mail.ru