Сказ про то как «ВАРЯГ» на Белое Море ходил. Часть I
Наконец нашлось время рассказать о нашем путешествии на Белое море. Заранее приношу извинения за грамматические и стилистические ошибки.
Случилось это событие в июле 2008 года. Поступило предложение от яхтсменов клуба ВМФ поучаствовать в 34 Соловецкой Регате на Белом море.
Для проходов под мостами возникла необходимость модернизации мачты. Для этого, мачта была разрезана в 100 мм от палубы и к обеим частям, были изготовлены и приварены фланцы с шарнирным соединением. Подъем обеспечивался с помощью ручной лебедки, заведенной от носового битенга через блок закрепленный к оковке штага. В качестве рычага для подъема (как на подъемном кране), использовались пара нержавеющих спинакергика, скрепленных в верхней части специальной деталью. Опирались же они в специальные поворотные стаканы, закрепленные к вант-путенсам. Мачта и все нужные причиндалы были изготовлены и где нужно приварены, нашим знаменитым сварщиком и капитаном яхты «ЛЕДА», Александром Николаевичем Николаевым, под бдительным и неусыпным надзором нашего Старпома – Валерия Иринарховича Смирнова.
Наконец, после длительной подготовки, мачту уложили на козлы от передних релингов до кормовых, отцепив её от фланца ( для понижения верхнего габарита). Как потом оказалось – зря.
И вот поход начался! Нам как обычно не хватило времени, чтобы успеть все доделать к сроку, поэтому, когда мы выходили из клуба, основной караван, состоящий из яхт «ЭКСПРОМТ» Капитан-командор Игорь Кравцов, яхты «МАРС» капитан Валерий Иванович Исаков, до Беломорска, «МАРС»ом командовала Галина Сергеевна Шереметьева и яхты «ПЕРСЕЙ» капитан Демидович Виталий Валерьевич. шли уже на траверзе Смольного.
Тем не менее, мы нагнали их за Ивановскими порогами. Течение там довольно сильное, особенно опасно при наличии встречных, идущих с верху пароходов, их бывает сильно заносит попутным течением, так что лучше с ними не оказываться рядом. Вскоре после порогов мы настигли наш караван, и с этого времени, двигались вместе.
Наблюдая за яхтами, я обратил внимание на выхлоп двигателя яхты «ПЕРСЕЙ», что то он мне не понравился – белого цвета. Как потом оказалось, лопнула одна из головок двигателя 2Ч, вода попадала в камеру сгорания, оттого и белый выхлоп. Починить его так и не удалось. В конце концов, добрались до нашей первой остановки г. Шлиссельбург.
Шлиссельбург. Выход в Ладожское озеро. Так как пришли 4 яхты одновременно, кое как разместились у полузавалившейся набережной из красного гранита. Там же швартуются несколько местных катеров курсирующих между Шлиссельбургом и крепостью «Орешек».
Причальных приспособлений нет, пришлось связывать концы и швартоваться к ближайшим деревьям. Рядом находится небольшая площадь с памятником Петру Великому. Метрах в 30 разрушаются и зарастают травой и мусором сооружения из красного гранита похожие на доки или что то подобное и красивый подвесной мостик, так же полуразрушенный.
Видимо построенные ещё по указу Петра Великого и с тех пор, похоже, никто там больше не стукнул палец о палец.
На противоположной стороне площади , фанерная кафешка с палаткой для посетителей, в зарослях малины- скрипучий деревянный толчёк.
Вода и электричество на пирсе отсутствуют.
Это место в Шлиссельбурге- местный центр вселенной, поэтому все местные «чиста-канкретные пацаны» и девицы разных возрастов с утра до ночи там купаются. А тут какие то яхты. Цитата: « а чо, типа понаехали тут, это чиста наше место и вы тута нам мешаете.» Более богатенькие перцы – имеют моторные лодки, на которых носятся вокруг этого места, как мухи возле кучи дерьма, желая произвести впечатление на женскую половину своей «типа - крутизной» и поднимая каждый раз здоровенную волну.
Никакие наши просьбы временно не рысачить и не разводить волну, ни матерки на них не действовали. А нам, как раз, пришла пора поднимать мачту. Впятером, кантовать 14 метровую дюралевую незакрепленную мачту на качающейся яхте, занятие не для слабонервных. С огромным трудом, наконец то удалось соединить две половины шарнирного соединения мачты. Дальше –легче, собрали спинакер-гики, лебедку расправили такелаж и процесс пошел. Мачту подняли и раскрепили и поужинав, решили отдохнуть до утра.
Однако местное население успокоилось только часам к трем ночи. Очевидно, приход сразу четырех яхт, вызвал нездоровую реакцию. Всем без исключения местным аборигенам необходимо было обозначить здесь свое присутствие и крутизну перед приезжими. Уснуть удалось не сразу.
Утром рано отдали швартовые и вошли в Ладогу.
Переход через
Ладогу прошел без происшествий ветер 3-4 балла, солнышко. Немного напрягали сети по 150- 200 м расставленные тут и там, которые приходилось обходить. Заодно проверил как работает GPS-приемник в моем коммуникаторе, штатный Garmin какое то время не хотел работать, оказалось вполне прилично.
Ночью вошли в Свирь. Следующая остановка на реке Свирь, Лодейное Поле-колыбель Русского Флота. На подходе к Лодейному Полю, из моторного отсека раздался громкий скрежет и свист. Я рванул вниз, заглушил дизель.
Хорошо, что шли кучно, кинули соседям буксир, и они нас подтянули к причалу. Вскрытие показало- заклинили подшипники генератора (видимо от обильной и регулярной смазки). Дизель японский, хорошо в Лодейном Поле, оказалось несколько магазинов запчастей.
Местный таксист, молодой парень на дырявой восьмерке, но с орущим магнитофоном, возил нас с Любой по магазинам и после недолгих поисков, подходящие подшипники и съемник для них были найдены. Пока опускали мачту для прохода под очередными мостами, я починил генератор. Обнаружилась еще одна проблема, начала пропускать воду помпа наружного контура охлаждения. Приходилось подтягивать сальник прямо на ходу каждые 1-2 часа. На стоянках, полная замена сальниковой набивки и дозаправка основного бака из канистр.
Потому как в наших диких краях, у воды заправок нигде нет, с собой взяли 8 канистр с соляркой. Такие вот экстремальные условия.
Очередная остановка - деревня Верхние Мандроги.
Очень живописное место, множество различного вида резных деревянных ресторанчиков и гостиниц в виде теремов, больших и малых деревянных архитектурных форм. Музеи, лавки с сувенирами и изделиями народных промыслов расположенные рядом с длинными столами под навесами, где кормят туристов с проходящих теплоходов. Нам разрешили остановиться до утра, до 8 часов, мы должны отвалить, потому, как начинают подходить круизные пароходы.
Вечеровали за длинным столом все экипажи яхт. Комары там оказались отборные и злые, хорошо имелся большой запас китайских курительниц от комаров и водки для приема внутрь. Рано утром двинулись дальше.
ФОТО
Фарватер петляет среди заросших густым лесом берегов Свири. Местами он широк, местами как бутылочное горло. Отклоняться за край фарватера крайне не желательно.
«ПЕРСЕЙ» только метра на три зашел за край фарватера, воткнулся в препятствие. Сняться самостоятельно они не смогли, несмотря на предпринимаемые меры. Потом их попытался стащить «ЭКСПРОМТ» тоже безуспешно (наверное слишком легкий), «ВАРЯГ» справился с проблемой.
Не миновала и нас посадка на мель. В районе деревни Хевроньино, захотелось пообедать и отдохнуть от постоянного тарахтенья двигателя , в устье впадающей в Свирь речки. По атласу определились, оно находится за мыском, напротив деревни. Как потом оказалось, перед деревней уже настроили дач, которые на карте в атласе Свири не нарисованы, это и сбило с толку. Поэтому мы свернули несколько раньше ну и мягко подсели. Суетиться мы не стали, пообедали, дали полный назад, качнули яхту и сошли на глубину.
На Свири две пары шлюзов, огромные сооружения с
гигантскими воротами, высота подъема метров 15 каждый. Связь с операторами шлюзов и разводных мостов ведется на речной радиостанции по 5 каналу.
Следующий населенный пункт- Вознесение. Начало Свири, Онежское озеро. Остановились у старого полуразвалившегося деревянного причала, у выхода в Онежское озеро. Оперативно проведя разведку местности, обнаружили недалеко, местного мужичка, зовут его Серега, он согласился за умеренную плату истопить нам баню. Мы быстренько настригли березовых веников и от души намылись. Напарившись, обливались Онежской водой . В ближайшем магазине, поинтересовались у продавщиц насчет рыбы. Они нас быстренько переадресовали к местному рыбаку, у которого мы и разжились онежской копченой рыбой. С пивом, оказалась очень приличной.
Наш караван, подошел как раз к выходным, в которые Вознесение праздновало день города, так мы попали на народное гуляние, с концертом, на открытой сцене, огненным шоу, цыганам и прочими увеселениями. Рядом работали палатки с разными вкусностями, шашлыком и прочим. Нас встречали как дорогих гостей, местное руководство объявило, что на праздник прибыли яхтсмены из Санкт-Петербурга, наш Командор тоже произнес краткий ответный Спич.
В конце на берегу был устроен большой фейерверк. Не обошлось без потерь, кто то из ребят, по пьянке, потерял фотоаппарат. В общем, оттопырились по полной программе.
ФОТО
Онега запомнилась просто собачьим холодом, в ночную и утренние вахты, пришлось одеть на себя все имеющуюся теплую одежду, и это в середине июля!
Погода ясная, ветер 2-3 балла. Прибыли в
Повенец.Начало Беломоро-Балтийского канала. Для прохода по каналу необходим атлас карт канала. Без него вход в канал запрещен! Стоит это удовольствие 3,5 тысячи рублей, его можно купить на первом шлюзе, или взять в аренду до конца канала за 500 рублей.
Причал , как впрочем и везде, предназначен для остановки барж и больших пароходов то есть железобетонная стенка 2 метра высотой с торчащей в разные стороны ржавой арматурой, особо приятное развлечение, на эту стену взбираться с яхты и спускаться вниз. Кое где, вдоль стенки привязаны здоровенные грузовые покрышки. На самом пирсе, кучками лежат уголь, щебень, щепки и кора от кругляка, и прочий мусор, остатки грузов. Электричество, вода, топливо, туалет - отсутствуют.
Зато, вскоре появился какой то крендель в фуфайке и небритой мордой и объявил, что стоянка здесь платная, и стоит это удовольствие, что то около 1000р. в час на каждую яхту.
Мы были слегка ошарашены, размерами его наглости и поначалу , пытались его урезонить, но он не унимался. По прошествии некоторого времени он нам надоел своим нытьем, мы решили послать его, (куда обычно посылают) и двинулись в первый шлюз Беломоро - Балтийского канала.
Не успели мы отойти, на берегу показалась ржавая иномарка, из неё выскочил какой то член, и давай бегать по берегу и что то орать нам в след, наверное владелец этого причала, огорченный упущенной выгодой. Пройдя четыре шлюза, мы вышли в заливчик и встали у аналогичного причала, только без навязчивого сервиса. Наутро, двинулись дальше.
Трудно поверить, что все эти шлюзы и сам канал, когда то вырубили в скальном грунте, почти вручную, с помощью кирки, лопаты и тачки, десятки тысяч заключенных. Шлюзы двухкамерные, расстояния между ними различные, то они идут один за другим, то яхта выходит из узких, зажатых в тиски огромных скал на простор затопленных озер. Если позволяет ветер, мы поднимаем небольшой, заранее приготовленный стаксель, он поднимает скорость на пол узла и прилично экономит топливо. Движение в отличие от Свири и Невы, почти нулевое, изредка пройдет катер и небольшой пароход. Идем одни.
Последний пункт Канала пос. Беломорск перед ним
разводной мост, с противовесом веселого пчелиного цвета. Заказывать разводку надо за сутки, на 5 канале речной радиостанции позывной- «Беломорск 2». Хорошо, что заранее заказали разводку, ждать пришлось пару часов, перед мостом негде встать, еле зацепились отпорниками за так называемые «луды»- бревенчатые срубы 3*3 м 3-4 венцов, заполненные камнями. ФОТО Итак, мост пройден, швартуемся у пирса Беломорска. У нас пополнение экипажа, приехал Сергей. На «МАРС» прибыл капитан Валерий Иванович Исаков и Константин. Через час, отчаливаем и вот мы в Белом море.
Белое море. Погода ясная, ветер восточный 3-4 балла. К Соловецкому архипелагу, приближаемся поздно вечером. Ну вот, входной буй найден, идем по фарватеру к большому Соловецкому острову.
Большой Соловецкий Остров. Богатая история Соловецкого архипелага берет свое начало в 15 веке. Православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море. С тех давних пор, это один из оплотов Православия на Руси.
Защита монастыря - Соловецкая крепость имеет форму вытянутого с севера на юг пятиугольника, по углам которого размещены круглые боевые башни: Архангельская, Никольская, Корожная, Прядильная, Белая. Протяженность стен Соловецкой крепости около 1200 м, толщина у основания до 7 м, высота до 10 м, высота башен до 17 м.
На протяжении трех столетий, с середины XVI до конца XIX века, Соловецкий монастырь был государственной тюрьмой, в которой томились узники за преступления против веры и государства.
Соловецкий архипелаг получил от последнего ледникового периода очень разнообразный ландшафт. Около тысячи озер, довольно высокие сопки. Один из самых высоких холмов на Соловках получил название Секирная гора. В 60-е годы XIX века на Секирной горе был организован монастырский скит. Главным зданием скита стала каменная церковь, построенная в 1860 году и освященная в честь Вознесения Господня. Над церковью находилась звонница, а над ней в 1862 году был устроен маяк, ставший самым крупным маяком на Белом море.
ФОТО
На Белом море, уже в наличии приливы- отливы амплитудой до 1,5 метров. Это мы оценили через несколько часов после прибытия, выход на пирс, неожиданно оказался довольно высоко. Причал довольно длинный деревянный, к нему, же швартуются грузовые суда и с другой стороны, метеоры, которые ходят на материк. Вдоль всего пирса, носами стояли яхты, всего около 35. Народ прибывал к началу 34 Соловецкой Регаты.
По прибытии на Соловецкий архипелаг, наша команда поуменьшилась, Саша и Вован, отправились домой. Валентин Алексеевич Гуторов и Света, должны были прибыть позже. Обсуждая сложившуюся ситуацию, на минуту возникла было мысль, на участвовать в гонках. Однако, посовещавшись решили , что, «ВАРЯГ» НЕ СДАЁТСЯ!!, и пошли в гонки вчетвером.
Нам предстояло две гонки по 100 миль и одна короткая в Кандалакшском заливе - 5 миль. Экипаж: Капитан - Валерий Смирнов, помощники - Ищенко Сергей , Афанасьев Олег, шкотовый- Афанасьева Любовь.
Открытие 34 Соловецкой Регаты было торжественно. Поднятие флагов, поздравление организаторов, местных властей, настоятеля Соловецкого Монастыря. На следующее утро, стартовали в первую стомильную гонку до Чупы.
Уро выдалось туманным и довольно прохладным. Вообще Белое море не особо теплое, поэтому сильно не забалуешь. Впервые с нами на Белом море, случился казус. Идем хорошим галфвиндом, скорость 5-6 узлов, «соперники» позади на горизонте «Марс» и далее «ПЕРСЕЙ» как вдруг ветер пропал, как будто въехали в какое то «болото» и завязли в нем. Ветер как будто выключили, хотя справа и слева на горизонте, яхты продолжали идти, с прежней скоростью. Вот, постепенно нас догоняет «МАРС», осталось 150, 100 метров. Вдруг, ветер оживился и зашел до полного бейдевинда, тут мы подобрали паруса и полетели.
К ночи, погода начала портиться, небо затянуло тучами. Ветер отошел до полного бакштага и раздуло до 5-6 баллов, волна поднялась до 2,5-3 метров. «ВАРЯГ» хорошо идет при таком ветре, мы просто летели 8 - 8,5 узлов несколько часов подряд. Чуть было не проскочили мимо «ПРОКОПЧИКА»- нашего судейского судна, который показался нам каким то маленьким. Финишировав, пока позволял ветер, шли к Чупе под парусом, потом, ветер скис, завели мотор. К Чупе подошли ранним утром, в молочном тумане, встали к причалу и легли отдыхать. Первый этап гонок был выигран!
Чупа. Поселение в самой глубине Кандалакшского залива. Медленно проявляясь из тумана тихо подходят яхты к старому деревянному пирсу.
Во второй половине дня, начались запланированные мероприятия. Всех желающих, свозили в баню, потом торжественная часть, возложение венков и цветов к памятнику погибшим в Отечественной Войне, далее был дан замечательный концерт в местном клубе. Вечером на площадке перед причалом, выступали Чупинские Звезды и проходила дискотека. После окончания официальных мероприятий, вечер продолжили на «ВАРЯГе». Хорошо посидели, почти до 5 утра.
ФОТО
Нас разбудил шум с соседних яхт. Оказывается, народ готовится к короткой 4х мильной гонке в заливе. Все подскочили как ужаленные и через 15 минут яхта шла к стартовой линии. Стартовали хорошо, первое место было наше. Почти на финише, чуть было не потеряли шкотовую лебедку стакселя. В пылу гонки, соскочило стопорное кольцо барабана. Слава Богу, на яхте «ОЛИМП» нашлось запасное, они нас и выручили.
Скоро мы покинули гостеприимную Чупу, и двинулись к выходу из Кандалакшского залива, к острову Сосновец. Южнее остова, мы вошли в красивую бухту, где встали на якорь у подножия крутых, живописных скал. Пока мы обследовали окрестности, к «ВАРЯГу» подошел «МАРС» и встал к нам бортом. Сергей, взяв своё снаряжение, отправился на рыбалку.
Через некоторое время, к нам подошел «ЭКСПРОМТ». Наш Командор, капитан «ЭКСПРОМТа» Игорь Кравцов, забрал наш экипаж и людей с «МАРСА» на остров Сосновец. К острову уже подходили остальные яхты, экипажи на тузиках высаживались на пляж острова. Был чудесный солнечный, теплый день. Однако, вода была довольно холодная, но особо закаленные купались. Тем временем, на острове полным ходом шла подготовка к церемонии вступления в ряды Парусной Беломорской Братии, новых членов.
После того, как народ собрался на опушке леса, из чащи, выскочила орущая толпа «пиратов», вооруженных абордажными саблями, веревками и горящими фальшфайерами, во главе с капитаном яхты «ОЛИМП» Сергеем Барминым.
Следом появился «НЕПТУН» с длинной бородой, трезубцем в руке в сопровождении русалок. Всех новичков, собрали, и разбили на две равные группы. После этого начались соревнования – бег в непромоканцах и спасательных жилетах, перетягивание каната, кто быстрее свяжет более длинную веревку из одежды участников.
Далее, «Нептун», вызывал по длинному свитку всех новичков, они произносили слова Клятвы на верность Беломорскому братству, окроплял из ведра и угощал большой чашей соленой морской воды. Затем, вручал грамоты о приобщении к Беломорской Братии. Новичков набралось много, поэтому наши «пираты», к концу церемонии, выбились из сил, подтаскивая морскую воду. В общем, праздник удался.
ФОТО
Когда мы вернулись на «ЭКСПРОМТе» к «ВАРЯГу и «МАРСу»», мы обнаружили Сергея, вернувшегося с рыбалки. Оказывается, в то время как мы были на Сосновце, начался отлив, и ему пришлось, под руководством Галины Сергеевны, в поте лица, травить и тянуть швартовые концы, оттягивая яхты на глубину. Рыбалка прошла успешно, и вскоре, мы наслаждались свежей ухой.
На следующее утро, старт обратной 100- мильной гонки до входного буя Большого Соловецкого острова.
Продолжение следует.