Главная Новости Статьи Фотоархив Сотрудничество Музыка

Дэвид Барч
Откуда берется ветер

Часть IV

Стационарный фронт

Фронт, который неподвижен или почти неподвижен, называют стационарный фронт. Обычно фронты, движущиеся со скоростью менее 5 узлов, рассматривают как стационарные. (См. рис.G207d)

Рис. G207d. Стационарный фронт

Погодные условия стационарного фронта не могут быть описаны, как принадлежащие именно этому фронту по той причине, что как теплый, так и холодный фронт могут остановиться в своем движении и превратиться в стационарный фронт. В этом случае он имеет погоду того фронта, из которого он сформировался. На некоторой стадии существования, стационарный фронт будет иметь погодные условия фронта окклюзии. Как только он остается стационарным на долгий период времени, существует большая вероятность приобретения свойств теплого фронта.

В средних широтах северного полушария циклоны обычно движутся в восточном и северо-восточном направлении, а их фронты находятся в южной части циклона. Если яхтсмену случиться оказаться в этой части циклона, он - на «опасной стороне» циклона и должен быть готовым встретить весьма тяжелые погодные условия. Левая же сторона циклона более безопасна для навигации.  Даже циклоны без фронтов, имеют значительно более сильные ветра на своей опасной стороне. Поэтому будет интересным рассмотреть прохождение циклона и фронтов над наблюдателем, находящимся на опасной стороне циклона. Механизм этого явления подробно рассмотрен нами в статье «В шторме. Опасные для навигации районы циклонического шторма».
На рисунке G136a представлено изменение давления вдоль пути яхты, проходящей через фронты циклона.

Рис. G136a
При приближении теплого фронта, атмосферное давление понижается и стабилизируется за фронтом, в теплом секторе. Обычно имеется резкий изгиб в изобарах на линиях фронтов, отражающий различие в структуре воздушных масс. При подходе холодного фронта, давление обычно постоянно или немного понижается с тем, чтобы при прохождении холодного фронта, начался его рост.
Рисунок  G136b демонстрирует изменение силы ветра, измеренное на борту яхты, при проходе через фронты:

Рис. G136b
Скорость ветра постепенно  возрастает с приближением теплого фронта и затем стабилизируется в теплом секторе. После прохождения холодного фронта сила ветра уменьшается. Наибольшей силы он достигает при прохождении фронтов. В обоих случаях при пересечении фронтов, ветер становится порывистым и шквальным.
Изменение направления ветра при пересечении яхтой фронтов отражено на рисунке G136с:

Рис. G136с
Ветер медленно поворачивает против часовой стрелки при подходе теплого фронта. Непосредственно на фронте он резко меняет направление по часовой стрелке, в соответствии с резким изгибом изобар. Такое изменение направления происходит на всех фронтах. В теплом секторе направление ветра стабильно. На холодном фронте изменение направления  ветра может быть больше, чем на теплом. Затем ветер плавно идет по часовой стрелке в хвосте циклона.
Теперь, вооруженные знаниями о природе циклонов и фронтов, мы можем с большой долей вероятности предсказать, с какими условиями мы можем столкнуться в циклоне с фронтами.

 Ветер и берег

  Теперь мы можем продолжить с несколькими основными принципами. Все различные влияния берега на ветер делятся на две категории: крупномасштабные региональные эффекты, хорошо отраженные в обычных прогнозах погоды и местные эффекты, не представленные в официальных прогнозах. Также полезно различать эффекты, вызванные температурой поверхности земли от тех, которые обусловлены геометрией и текстурой поверхности.
Морской бриз
Земля нагревается солнцем и охлаждается значительно быстрее, чем водное пространство. Когда земля нагревается, она нагревает воздух над ней и это заставляет его расширяться. В результате этого нагретый воздух становится менее плотным, чем над ним,  и поднимается. Атмосферное давление измеряет вес воздуха и, поскольку столб воздуха над сушей становится все менее и менее плотным, давление над сушей падает относительно давления над близлежащим морем. Таким образом, неодинаковое нагревание земли и моря образует соседствующие системы высокого и низкого давления, что в результате ведет к возникновению ветра из области высокого давления  к низкому, как это было объяснено нами в статье «Откуда берется ветер».
Поднимающийся теплый  в воздух в системе низкого давления над  землей, замещается холодным  воздухом, приходящим с моря, из области низкого давления. Этот ветер с моря называется морской бриз, в соответствии со стандартной терминологией о ветрах (северный ветер дует с севера, морской бриз дует с моря, а береговой – с берега). Развитие и поведение морского бриза есть важнейшей частью взаимоотношений между ветром и берегом. Этот процесс может сформировать довольно значительный ветер при полном отсутствии движущихся  погодных систем. Циклы морского бриза проиллюстрированы на рисунках G121a-d


Рис. G121c

Рис. G121d

Рис. G121a
Классический морской бриз образуется в прибрежных водах, в основном, в ясные летние дни. В идеальном случае, бриз начинает работать поздним утром, постепенно усиливаясь и достигая скорости в 10 узлов после полудня, а затем утихает относительно быстро после захода солнца. Вначале бриза, он распространяется только на пол мили в море и дует легким ветром прямо на берег. Но когда, с течением дня, земля нагревается все больше, бриз усиливается и, обычно (в северном полушарии), поворачивает по часовой стрелке (если стать лицом к ветру) и дует диагонально к берегу. Ветра морского бриза обычно включают в прогноз погоды для районов, где они случаются регулярно.

Вдоль побережья также развивается также  морской туман (Рис. G269a), который может и не испариться при бризе.

Рис. G269a
Учитывайте известные течения и избегайте находиться в районах, где сильный бриз дует против них. Однако в большинстве случаев там, где дуют свежие морские бризы, образуются и попутные с ветром течения. Сильные бризовые ветра ограничены территориями небольших районов и вы обычно не чувствуете их пока не попадете туда. Как только вы подходите к устью реки или канала, к долине или узкой бухте, будьте готовы встретить резко усиливающийся ветер на открытой части акватории.
Когда вы идете под парусом вдоль берега в 10 -15 узловой бризовый ветер, ожидайте, по крайней мере  двойного усиления ветра перед большим препятствием. Яхтенные лоции обычно включают предупреждающее описание таких бухт и входов, но часто эти процессы очень локализованы и не отражены там. Смотрите вперед в поисках пенных гребешков при подходе к поворотам и бухтам.