Главная Новости Статьи Фотоархив Сотрудничество Музыка

ПЕТРУСЁВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ. катамаран «Смоленск»

ЛЮБИТЕЛЯМ КРУИЗОВ по БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ ПРЕДСТАВЛЯЮ ОТЧЁТ, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ МОРЯКОВ и ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ЛЮБИТЕЛЕЙ


(Информация по состоянию на 2008 год). МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ по маршруту: ВЫБОРГ – КОТКА – ХЕЛЬСИНКИ – ХАНКО – АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА. Бесплатное пособие для Яхтсменов! Автомобилистов!! Велосипедистов!!! – намеревающихся в путешествие по Балтийскому морю. С указанием координат мест стоянки, отдыха, паромных переправ и другой интересной и полезной информации.

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОХОДА

Морское путешествие, планировалось от п. Выборг до п. Стокгольм по северному участку Великого торгового пути «из варяг в греки», маршрутами древних Викингов, по Балтийскому морю, на парусном катамаране «Смоленск». Который построен в гараже! В городе Смоленск. Доставлен в п. Выборг на прицепе. Представляет из себя два поплавка, соединённые между собой площадкой и возможностью ставить три паруса. Рассчитан на 4-6человек. В поход ходили 3 человека – постоянный экипаж, остальные менялись, в портах захода, по мере продвижения катамарана по Балтийскому морю.

Капитан катамарана - яхтенный капитан, руководитель экспедиции и спортивно экспедиционного клуба «ВИКИНГ-НЕВО» г. Смоленск СУХОРУЧЕНКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. СЭК «ВИКИНГ-НЕВО» принимает участие в крупномасштабных водных экспедициях с 1988 года.

Штурман катамарана ПЕТРУСЁВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ – мой адрес E-mail: president_mlm@bk.ru Фактически поход был осуществлён по маршруту п. Выборг – Аландские острова. Самая крайняя точка, на морской карте, до которой дошёл парусный катамаран «Смоленск» по долготе места равен 21 градус 15 минуты 00 секунд (? =21?15?,00?? вост.)

Морская часть экспедиции началась 3 июля и закончилась 29 июля 2008 года.

За 26 суток парусный катамаран «Смоленск» прошёл - 618.5 мили от п. Выборг до меридиана 21 градус 15 минуты 00 секунд (? = 21?15?,00?? вост.) и обратно; Мы имели в распоряжении бензиновый лодочный двигатель 8 л.с. YАMAXA – для захода и маневрирования в маринах. Расход бензина: на 100 км – 13.33 литра

С остановками и стоянкам в крупных портах Финляндии: Котка, Хельсинки, Ханко, и многочисленных стояночных пунктах на островах и на якорных местах; при средней скорости движения в 3 узла, это заняло 206 часов или 8,6 суток на ходу.

Весь маршрут перехода от п. Выборг – до Аландских островов, хорошо описан, в изданных Главным Управлением Навигации и Океанографии Министерства Обороны РФ (ГУНиО МО РФ ) - лоциях по Балтийскому морю (№1200, 1204, 1205) огнях Балтийского моря (2202, 2203), других многочисленных официальных документах по мореплаванию.

В этом отчёте – будут представлены только личные наблюдения, участника экспедиции и представлена информация (бесплатно – в отличие от ГУНиО МО РФ, где мы покупаем их карты и пособия для мореплавания) по описываемому маршруту.

Пребывание в морских водах протекало в Шенгенской зоне. Для ловли рыбы в Финляндии необходимо получить два документа: первый – свидетельство о внесении государственного сбора за рыбную ловлю, второй – квитанцию об оплате местной лицензии на рыбную ловлю. Государственный сбор в размере 20 € в год или 6 € на неделю. Доп. Информация: www.ahven.net/russia/index.php www.visitfinland.ru www.ahven.net Костры, на островах и материке, можно разводить только в специальных местах. Ягоды и грибы ни кто не собирает!? Лебедей, уток, косулей и других диких животных ни кто не трогает! И мы, ими только любовались. Правда, одна утка, почему то, попалась на крючок. Стоянки у причалов в маринах – платные! Бесплатно – только на отдельных островах.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Погодные сайты для яхтсменов, которые мы использовали (заходили в Интернет) и которые себя оправдали! www.windguru.cz/int/index.php - Мировой (практически узнать прогноз можно в любой точке Земного шара) специализированный сайт по ветру, температуре воздуха, осадкам, облачности и т.п.

Примечателен тем, что направления (роза) ветров показаны не в градусах шкалы компаса, а стрелками! Скорости ветров, можно видеть, как в узлах, километрах в час, в футах, или в метрах в секунду – на выбор пользователя.

Время показанное на сайте соответствует всемирному по Гринвичу (UTC –Universal Time Coordinated) – осталось совсем немногое, перевести всемирное время на поясное, которое действует в данном регионе (в нужном для Вас месте). Направление ветра и скорость его изменения показаны через каждые 3 часа.


www.fmi.fi/saa/meri.html - Финский сайт, время (местное) финское. Показывает очень интересные карты погоды – анализ приземный! Можно прогнозировать (если умеешь) всю погоду предстоящего путешествия!

На картах погоды, можно видеть, районы Финляндии, России, Швеции и других стран в Балтийском море. На сайте, можно открыть карту (анализ приземный) на несколько дней вперёд, к примеру, Атлантического океана, Европу, или Ботнического залива, и посмотреть направления и скорости перемещения воздушных масс, областей «Н» - низкого («М» – на этой финской карте погоды) и «В» - высокого («К» – на этой финской карте погоды) давления, облачности, фронтов окклюзий, температуры, ветра и.т.п. Очень серьёзный, качественный, умный погодный сайт. Позволяет планировать свои действия на переходах по морю, на несколько дней вперёд!

Где взять ещё информацию по погоде - по Балтийскому морю?

В Атласах навигационных карт – (что это такое см. ниже) публикуется мобильный телефон 16161, по которому можно узнать прогноз ветра и его скорости – по всему Балтийскому морю. В Атласе, всё море разделено на районы. Набираешь SMS сообщение, со словом MERI и интересующий тебя район, к примеру, 15, т.е. MERI 15 и через несколько мгновений получаешь прогноз по направлению и скорости ветра – на двое суток! Только направления ветра показаны в румбах N, Е, S, W, NЕ, NW, SW, SЕ. Эта услуга платная стоит – 0.85 евро за SMS!

И ещё – с наших СИМ карт, это не проходит, необходимо заранее, купить их СИМ карту и положить Ваши денежки в их финский Банк или их оператору. Дерзайте!
В том же Атласе, можно не только брать погоду по районам. Можно к примеру задать широту j = 60°22,?12" сев., и долготу l = 21°22?,12?? вост., и Вам так же (за Ваш счёт) пришлют направление ветра и его скорости на двое суток – для той точки, что Вас интересует.
Для яхт, имеющих на борту радиостанции (работающие в диапазоне морской подвижной службы) на международных морских частотных каналах – можно получать прогнозы погоды и штормовые предупреждения (на английском языке).

Время работы – указано в Атласе навигационных карт, причём время работы зимой и летом различное. Имея рацию и на ней каналы УКВ - морской подвижной службы VHF на дежурном 16 канале, 2182 kHz, зная расписание работы (из Атласа) можно слушать прогнозы или штормовые предупреждения. В районе Финского побережья, на английском языке.

В районе п. Выборг на 16 канале, на русском и английском – сообщаются каналы, на которых можно прослушать прогнозы погоды.

Если Ваша радиостанция имеет авиационный диапазон – Вы можете прослушивать прогнозы погоды, проходя в районе аэропортов! Прослушать специальные погодные каналы (характерно для США и Канады) или прослушать погоду в диапазоне общего пользования, в том числе в радиовещательных АМ и ЧМ диапазонах. Необходимо помнить главное – пользование морской VHF (УКВ) – радиостанции, на суше и на воде, подлежит ограничениям. Нельзя мешать поисковым и спасательным работам, либо создавать другие проблемы – из за аномального распространения радиоволн.

Все радиостанции обязаны соблюдать минуты молчания каждые полчаса с 00-й до 03-й и с 30-й до 33-й минуты каждого часа для прослушивания сигналов особой важности на 16 канале. К сведению: на канале 11 – работают пограничники Финляндии; 72 канал – для связи между яхтами.

И, наконец, вам пришлют SMS сообщение, либо позвонят по мобильнику – Ваши друзья, из вашей квартиры, из вашего города, где сидит Ваш помощник и посылает прогнозы погоды Вам – прямо в середину Балтийского моря! Ему же виднее, на своей кухне, - какая Вас ожидает погода…

На Аландских островах и вообще на островах Финляндии – направление и скорость ветра можно рассчитать, не имея анемометра и ветрочёта - круга СМО, «на глаз»! По стоящим на всём побережье, личным мачтам с вымпелами (флагами). Для финнов, они обозначают: есть ли хозяева (данной территории) дома или они отсутствуют. Поднят флаг на флагштоке, мы дома, можно заходить. Отсутствие флага, означает многое – нас нет, не хотим общаться, вали дальше, к другому соседу – если, хочешь выпить. Или что-то подобное…

В каждом ресторане и кафе Финляндии можно посмотреть свежие газеты, причём даже на отдалённых островах. В них печатают погоду. Тот же анализ приземный, состояние ветра, дождя, облачности, температуры, перемещения «циклонов» или «антициклонов» и другое. Газеты стараются завозить очень рано, к открытию – и информация по прогнозу погоды, на 1-3 суток, ничуть не уступает электронным версиям в Интернет! Пример: лучшая информация по погоде в газете HELSINGIN SANOMAT или Abo Underratelser.

Скорость ветра, которая являлась безопасной, для парусного катамарана «Смоленск» - была (к большому моему сожалению) в пределах 5.3-(6.5 – округлённая средняя скорость)-7.4 м/сек., или в пределах 19–(23)-26 км/час; Что по шкале силы ветра соответствует обозначению «Умеренный ветер» - сила ветра в баллах 4. (Среднее давление в кг. на кв. метр поверхности нормальной к ветру = 4). Это не позволяло выходить на «Свежий ветер» 7.5-(8.5)-9.8 м/сек., или 27-(31)-35 км/час, сила ветра в баллах 5. Однако, и при этом «Смоленск» прошел успешные испытания по волнению моря – до 3-4 баллов. Примечание: не путать, сила ветра в баллах и волнение моря в баллах – разные понятия.

Экипаж катамарана, наблюдал рефракцию и миражи (явления, когда предметы видны с бoльших расстояний, чем в обычных условиях, берег кажется значительно ближе, чем в действительности, выступающие части берега выглядят отдельными островами или скалами).
При сильной рефракции создаётся впечатление, что воздух колеблется, из-за этого контуры предметов становились не чёткими. Мираж создавал иллюзию перевёрнутых предметов или одновременно несколько изображений одного и того же предмета.
Признаком появления миражей и рефракции может служить кажущееся дрожание горизонта (были очень холодные дни и ночи, но на каком-то этапе воздух стал становиться теплее) – и мы это увидели и испытали на себе!

Дальность видимого горизонта на море, для высоты глаза наблюдателя (с катамарана) 2.5 метра, и на катамаране «Смоленск» равнялась 3.28 мили. (Когда-то, высота глаза наблюдателя, на моём мостике Корабля Комплексного Снабжения ККС «БЕРЕЗИНА» была 18 метров – это 8.8 мили)

НАВИГАЦИОННО ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР Навигационные карты, пособия и руководства для плавания В экспедиции, использовались Российские морские навигационные (бумажные) карты и лоции. Масштаба 1:5000 (планы) до Масштаба 1:200000 (путевые)

Недостатки Российских карт: 1.Дорого стоят (до 1100 рублей за единицу карты); могут улетать за борт; большой размер – создаёт неудобство при работе на столе (50х50 см), необходимость складывания в несколько раз;

2.Годы печати карт разные, продаются без корректуры (хочешь «свежей» информации – плати ещё 20%). Наше родное МО РФ, вместе с Главным Управлением Навигации и Океанографии Министерства Обороны - спят и видят, как ещё ободрать яхтсменов. Нам, смоленским участникам похода приходилось «мотаться» в Москву и Питер – за картами, но что было нужно «не достали». На поход (Выборг – Стокгольм), было необходимо приобрести только карт, руководств и пособий на сумму 48000 рублей!?

3.Карты рвутся!

4.На отечественных картах, не показано ни одно официальное место отдыха на побережье Финляндии и Аландских островах, для яхтсменов! Не изображены также места укрытий от штормов и плохой погоды, для яхтсменов и малых судов. Я их сам расписываю ниже. Для Вас судоводители. Дерзайте мореплаватели, я с этой задачей справился!

Достоинства Российских навигационных карт: хорошо, как всегда показана навигационно-гидрографическая обстановка – это пишет инженер-штурман ВМФ с 30-и летнем опытом службы и работы на кораблях и судах ВМФ СССР и РФ; Наплаванность 40000 морских миль.

Финские морские навигационные (бумажные) карты – сведены в Атласы навигационных карт (запакованы в пластик – очень удобно листать на верхней палубе, не улетают за борт, можно работать в дождь).

Всего Атласов семь альбомов Масштаба 1:50000 до Масштаба 1:300000, в зависимости от маршрута. Тексты на картах и другая навигационная информация, представлены на финском, шведском и английском языках.

Каждый Атлас позволяет ходить по Балтийскому морю по отдельным участкам Финского побережья и Аландским островам. В каждом Атласе 30 – 35 морских навигационных карт. Атласы стремятся переиздавать – ежегодно.

В Атласах есть ещё карты М 1:5000 и других масштабов на отдельные сложные районы финских шхер. Этого вполне достаточно, что бы чувствовать себя спокойно и уверенно (на парусном катамаране размером 7 м х 4 м) – проходить и заходить в любое разрешенное властями место, бухту, становиться на якорь или к причалу!

Недостатки Финских морских карт:

1.Все плавучие буи и вешки (Системы МАМС – региона «А») в водах Финляндии, в Атласе навигационных карт – показаны с топовыми фигурами. На самом деле, на местности, ни ОДИН буй, ни ОДНА плавучая вешка – не имеет топовой фигуры, только соответствующую раскраску. Исключение составляют: установленные стационарно радиолокационные отражатели «Ракон», осевых или кромочных стационарно установленные в воде знаки и морские навигационные знаки, стоящие на подходах к портам и пунктам захода.
В нашем походе использовались три Атласа навигационных карт Финляндии, «А», «В», «С», в следующих экспедициях можно попробовать и остальные «D», «E», «F», «G».

2.Карты внутри Атласа, на некоторых картах, не имеют координатной сетки – с четырёх сторон, а только с двух!

3.Морские навигационные береговые маяки и знаки, в Атласе показаны, так же солидно, как и на картах других государств (и России). Но в отдельных местах, эти маяки (на местности) представляют собой, не более чем телеграфный столб или фонарь уличного освещения!? На фоне посёлков или деревьев это маяки очень трудно отыскивать – даже, когда на маяке включён огонь (во время гражданских или навигационных сумерек).

Достоинства Финских карт:

1.Атласы можно приобрести в крупном книжном магазине в любом порту!!! И в Котке и Хельсинки, и на даже островах архипелага – где продавали товары ширпотреба. Цена одного Атласа – аж, 2350 Российских рублей! По одному такому Атласу, можно провести любое морское судно от Приморска или Выборга до Хельсинки, посетить все порты северного побережья Финского залива, попутно зайти ещё в Таллинн и Палдийски.

2.На картах Атласа, показаны места укрытий, стоянок или просто ближайшего места отдыха. Эти места имеют нумерацию по всему побережью Финлянии и на островах.

3.Очень неплохо в Атласах представлен Продольный Лоцманский фарватер (выделен зелёным цветом) – он начинается, практически от морской границы Российской Федерации, проходит вдоль всего северного берега Финского залива и, разветвляясь, после полуострова Ханко распространяется среди Аландских островов. Продольный Лоцманский фарватер – безопасен в навигационном отношении, его можно использовать постоянно (только в дневное время суток – вешки Системы МАМС – региона «А» не светящиеся!). Хотя, все навигационные вешки имеют светоотражающее покрытие и отражаются в свете прожекторов.

Вдоль Продольного Лоцманского фарватера, на островах и побережье – установлены хорошо обнаруживаемые лоцманские знаки. Представляют из себя пирамиды из камней или другого материала. Это, прямоугольные, конусные или им похожие фигуры.
Все пирамиды и знаки – раскрашены только в белый цвет в ночное время – не светящиеся!. Имеют последовательную буквенную нумерацию на латинском языке (Пример: A, B, C, D, E и так далее, когда латинские буквы заканчиваются буквенная нумерация начинается вновь A, B, C, D, E и так далее по всему фарватеру).
Спутать их с другими средствами навигационного оборудования – практически не возможно. Кто это сделает, навсегда останется на Продольном Лоцманском фарватере - ещё несколькими буквами, но уже русского алфавита! Мы все знаем эти буквы с детства, написаны на всех заборах…

На борту парусного катамаран «Смоленск» имелись лоции (все издания ГУНиО МО РФ) по маршруту плавания, лоции были старых годов печати, не откорректированы и не использовались – хватило навигационной информации показанной в Атласах навигационных карт Финляндии.

Эти Атласы можно заказать на территории России в Москве, в магазинах «Стокманн», а так же в Таллинне и Риге. В п. Хельсинки универмаг «Стокманн» находится в центре города Aleksanterinkatu 52, работает в пн.-пят.: 09-21, сб.: 9-18, летом в воскресенье с 12-18, тел.: +358(0)91211. www.stockman.fi. Здесь рядом с ним магазин Академическая книга – можно купить Атласы.

ОПИСАНИЕ МЕСТ СТОЯНКИ У ПРИЧАЛОВ, НА ЯКОРЕ ПО МАРШРУТУ ДВИЖЕНИЯ КАТАМАРАНА, НУМЕРАЦИЯ КАРТ И НУМЕРАЦИЯ ТОЧЕК СТОЯНКИ (ГОСТЕВЫХ ГАВАНЕЙ И ПРИЧАЛОВ)

дана в соответствии с Финским Атласом навигационных карт: Карты № 600А и 600В – не оборудованное для постановки на якорь место, к W от мыса Крестовый (РФ), мы укрывались от шторма, стали на якорь в точке с координатами: широта обсервованная jо = 60?30,?43" и долгота обсервованная l о = 28?13,?14" глубина примерно от 6 до 10 метров.

Примечание:
1. широта и долгота обсервованные - т.е. определены с помощью, каких либо навигационных средств; 2. широта и долгота карточные – т.е. сняты с навигационной карты;

3. в данном отчёте все широты – северные, долготы – восточные; 4. острова в данном обозрении можно найти и без знаний широты и долготы места и на туристических картах, и на навигационных картах изданных в РФ; 5. названия островов указаны, так, как они написаны в финском Атласе навигационных карт, иногда один и тот же остров написан на финском, шведском и русском (наша инициатива) языках.

Карты № 600В, 605, 604 – остров Santio – паспортный и таможенный контроль финских пограничников: jк = 60°27,?26" l к = 27°43,?16"

Карта № 605 и врезка на № 605-2 – остров Suuri-Pisi, гостевая гавань № 108: jк = 60°27,?00" l к = 27°37,?54". Швартовка к берегу (с отдачей якоря), берег – галька, песок, всякие удобства, кроме разведения костра – отсутствуют.

Карта № 610 и врезка на № 610-1 – остров Lehmasaari, гостевая гавань № 161: jк = 60°25,?18" l к = 26°29,?15". Заходить в эту гавань, лучше всего с N со стороны Котка. Сложность захода, в том, что на врезке показан только фарватер, все створы и вешки Системы МАМС регион «А», на врезке не показаны. Но они фактически существуют и легко обнаруживаются (я нанёс их на свои финские Атласы – можно пользоваться). Выходить из гавани - только на N, так, как к Е от острова Lehmasaari находится район ограниченного плавания Хаапасари (читайте лоцию Балтийского моря № 1200, сборник региональных соглашений и законодательных актов зарубежных государств № 9051, том 1 – при планировании своих путешествий).

Швартоваться можно к причалу, но сюда подходят рейсовые катера из Котки, они ходят по расписанию. Стать можно на швартовые буйки, а швартовый конец, завести на берег. Гавань очень глубокая, в 3-х метрах от берега глубина 2 и более метров. Туалет с бумагой, костёр. Очень много рыбы – подлещики. Грибы, ягоды черника и земляника.

Карта № 611 и врезка на № 611-2 – остров Kaunissaari (Fagero) – не путать с островом на карте № 623-1- оба называются одинаково. Гостевая гавань № 172 jк = 60°20,?34" l к = 26°46,?30". Швартовка к причалу. Заход в марину представляет некоторую сложность. Маяк – в сумерки очень плохо обнаруживается (тоненький шест – с огнями белого и красного цветов – светящих в своих секторах), необходимость сделать несколько крутых поворотов. Зато в награду, Вы посетите музей древних судов Викингов, магазин, ресторан, туалет с бумагой, горячий душ, персональную кухню или можете приготовить еду на гриле самостоятельно. Много рыбы – подлещики, окунь. Почта – через 2 недели, Ваше письмо доставят в любую точку России.

Карты № 621, 623 и врезка № 623-4 – остров Onaslandet место стоянки № 241: jк = 60°11,?33" l к = 25°32,?57". Очень не удачная якорная стоянка. Не зарыта от N и от NЕ ветров. Коуши, для швартовки вбиты у уреза воды, прямо в камни. Для безопасной стоянии, необходимо отдавать якоря, как минимум два. И нести вахту! Грунт камни.

Карта № 623 и врезка № 623-1 – остров Kaunissaari (Fagero) - не путать с островом на карте № 611-2. Гостевая гавань № 265: jк = 60°10,?09" lк = 25°21,?09". Отличное укрытии и стоянка у причала. Можно ставить палатки, есть очаг для приготовления пищи, большая сауна – стоит 30 €, питьевая вода, туалет с бумагой.

Карта № 625, 626 и врезка № 626-2. Это место находится при подходе к п. Хельсинки с Е, если следовать по Продольному Лоцманскому фарватеру, или по другому фарватеру, так же имеющему в этом месте максимальную глубину для судоходства ‹2.4› метра. Здесь фарватер проходит между материком и островом Santahamina (Sandhamn). Место отдыха и стоянки № 304: jк = 60°09,?30" l к = 25°03,?00". Здесь есть причал, яхт клуб. Причал пригодился для снятия мачты её высота 8 метров. Впереди по Продольному Лоцманскому фарватеру находится мост, высота пролёта 3.5 метра. Мост разводной, при подходе к нему, крупных морских судов он дают сигнал, и мост довольно быстро разводят. Мы пристроились к местному судну и прошли, под двигателем.

Карта № 626 и врезка № 626-1 - остров Susisaari (Vargon) место стоянки № 339: jк = 60°08,?48" lк = 24°58,?54". На эту стоянку мы не заходили, но известно, что там есть бензин, ресторан. Ходят катера «такси» в Хельсинки (стоимость с человека 3-5 € в одну сторону). Примечание: если у Вас есть необходимость заправки топливом, имейте как пластиковую карточку, так и купюры 5, 10, 20 €. На отдельных причалах имеются заправочные колонки. Но российские карточки они «выплёвывают», и в банкоматах тоже (нужны карточки с микрочипом)! Проще заправиться топливом за наличные, колонка их принимает.

Карта № 626 и врезка № 626-1 – остров Lantinen Pihlaiasaari (Vastra Ronnskar) гостевая гавань № 350: jк = 60°08,?24" lк = 24°55,?03". Здесь мы тоже не были, но известно, что оборудована слабо: нет бензина, Интернета, кафе и ресторанов. На материк в Хельсинки так же ходят морские «такси».

Карта № 626 и врезка № 626-1 – полуостров Lauttasaari (Drumso) это уже отдельный район Хельсинки, сюда ведут два моста из центра города. Гостевая гавань № 356: jк = 60°09,?06" lк = 24°53,?24". Здесь имеются ещё несколько яхт клубов, но можно ли там стоять неизвестно. Но что важно, в этом районе много магазинов торгующих морским, штурманскими, навигационными товарами! Потеряли якорь – можно купить, или карты! В остальные гостевые стоянки в районе п. Хельсинки №№ 347, 345, 342, 336, 333, 330, 325, 324 – очень трудно бывает попасть, приходят много яхт и катеров, особенно в дни праздников!

В районе п. Хельсинки есть ещё стоянки – к примеру, на древней базе Викингов, но мы их не раскрываем в этом отчёте (туда прибудет полицейский катер – создаст Вам проблему). Приходите к нам в спортивно экспедиционный клуб «ВИКИНГ-НЕВО» гор. Смоленска и участвуйте в наших экспедициях на своих судах! Или приглашайте нас – в ваши экспедиции! И мы откроем Вам много интересного, что не вошло в данный отчёт.

Карта № 629 и врезка № 629-2 – полуостров Поркала (Порккала или Порккаланниеми) – Porkkala (Porkala). Гостевая бухта № 403: jк = 59°59,?02" l к = 24°25,?25". Здесь наши документы проверили пограничники. Стоянка у причала – стоит 18 €, есть кафе, магазин, бензин, туалет с горячей водой.
Примечание: практически везде в Финляндии, первый час стоянки у причала, можно стоять бесплатно. Но если плата произведена, можно пользоваться туалетом, сауной в течение 24 часов, но иногда можно договориться и проплатить стоянку, к примеру, за ночь, есть и ряд других льгот. Плату, как правило, собирает хозяин ближайшего ресторана, кафе – но искать, кому платить нужно самому. Везде стоят телекамеры – и умные финны всё видят и записывают!

Карта № 632 и врезка № 632-1 – остров Barosund. Гостевая гавань № 422: jк = 59°58,?36" lк = 23°,53?00". На пирсе заправочные колонки для топлива. Есть кафе, магазин, туалет с бумагой.

Карта № 632 – остров JAKOB RAMSJO. Гостевая гавань № 416: jк = 59°59,?40" lк = 23°58,?42". Мы сюда не заходили, известно, что есть ресторан, сауна.

Карта № 633 Гостевая гавань № 433: jк = 59°51,?21" lк =23°37,?30" – на причале (проходили мимо), видны заправочные колонки, т. е. возможно можно заправиться топливом.

Карта № 635 – остров Byxholm (Byxholmen) Гостевая гавань № 492: jк = 59°52,?00" lк = 23°21,?00" - остров не обитаем, можно укрыться от южного ветра. Становиться можно, уткнувшись в берег в гальку. Есть сауна - бесплатно, можно наловить больших лещей, лучший по красоте туалет с бумагой. Место для костра и гриля. Можно набрать сыроежек, черники, земляники.

Примечание: если пользуетесь сауной, а рядом стоят другие иностранные яхты, есть специальный журнал для записи в очередь, в нём (для других туристов), укажите Ваше время пребывания в сауне. По окончании помывки, накачайте воды в баки и напилите дров, инструменты и дрова (и у костра тоже) находятся здесь же. На этой карте и врезке находятся ещё 12 гостевых гаваней и несколько мест стоянке на якоре, некоторые имеют литеру «к» короткий срок швартовки, или короткие условия стоянки на мёртвом якоре!

Карта № 636 и врезка № 636-1 Якорное место: jк = 59°50,?08" lк = 23°12,?03", мы здесь ночевали, не дойдя 8 миль до п. Ханко, шли со стороны п. Хельсинки. Грунт – песок, в районе якорного места проходят кабели, указаны на карте и врезке, а так же чётко обозначены на местности (надписи на английском языке на щитах).

Карты № 636, 637, 638, и врезка № 637-1 Причал, на необитаемом острове (предположительно для укрытия от ветра и волнения) № 519: jк = 59°49,?42" l к = 22°54,?30"

Карты № 636, 638 и врезка № 637-1А Гостевые гавани в п. Ханко на острове Smultrongrundet № 513: jк = 59°49,?06" lк = 22°58,?03" и в той же марине № 516: jк = 59°49,?11" lк = 22°58,?06" Не смотря на то, что причалы расположены на острове, здесь ходят бесплатные «такси», для всех лиц и приезжих тоже. Каждые 10 минут вывозят (завозят) на материк. Полный сервис – это п. Ханко. На причале есть «жёлтые» по цвету велосипеды – заплати и катайся по городу. Как и в Хельсинки. Стоянка платная.

Карта № 638 Остров Sodra Skogskar лежит рядом с Продольным Лоцманским фарватером, на его N оконечности небольшая бухта. В ней, прямо в скалы забиты коуши – можно швартоваться, с отдачей якоря и переждать S ветра jк = 59°50,?18" lк = 22°49,?08" Островок очень маленький, необитаемый, коммуникаций, услуг и служб не имеется.

Карта № 645 Остров Biskopso. Посетили своих друзей (сауна, праздник по фински и по русски) в точке: jк = 59°58,?20" lк = 22°33,?11"; Здесь же коснулись грунта, так, как не соблюдали дистанцию 40 метров, для установленного в море, стационарного радиолокационного отражателя «Ракон» KOPPARHOLM .

Примечание: почти для всех стационарных радиолокационных отражателей «Ракон», в Атласе навигационных карт, на прямоугольных табличках - указано расстояние в метрах 40 m на которое запрещается приближаться к данному объекту! Парусный катамаран «Смоленск» с осадкой всего 0.5 метра проходя на дистанции менее 40 м от отражателя «Ракон» едва не лишился перьев обоих рулей. Это плохая морская практика.

Карты № 645, 647 и врезки № 645-1, 647-3. Гостевая гавань № 576: jк = 59°51,?18" lк = 22°25,?01" Здесь остров Rosalalandet. На южной оконечности этого острова есть посёлок Rosala, в котором очень огромный, сильно впечатляющий Центральный музей Викингов (Rosala Vikingacentrum) и стоят на воде их древние морские суда. Можно посидеть в старинном деревянном ресторане, за деревянными столами, при свечах.
Стоянка у причала, в посёлке магазин, бензин – полный сервис и отдых. Имеется асфальтовая дорога к парому. Паром находится на N оконечности острова. Местные автомобили, на пароме перевозятся бесплатно! На пароме можно попасть на остров Kasnas www.kasnas.com в четырёх милях (7410 м.) к N от острова Rosalalandet – и далее, через другие паромы на материк.

Мне, как профессиональному судоводителю, пишущему этот отчёт – трудно воспринимать, то, что я увидел и узнал! А именно, по этим маршрутам, на которых мы ходим среди островов по морю, на катамаране, – проходит удивительный туристический маршрутный путь по дорогам, среди Аландских островов, на велосипеде или автомобиле!!! У меня в руках, не только навигационные морские карты трёх стран Швеции, Финляндии и России, по которым я составляю отчёт. Передо мною туристическая карта Saariston matkailukartta (Skargardens) 2008 года – на ней, указаны все велосипедные маршруты по островам!? Места отдыха, паромов, маршрутов движения, телефонов и огромной дополнительной информации. Дерзайте, адреса с этой карты: www.saaristo.org www.skargarden.fi www.tiehallinto.fi

Этот остров Kasnas карты № 645 и врезка 647-3 имеет очень большую марину и гостевую гавань № 591 координаты из местной газеты j = 59°55,?2 l = 22°24,?5 Полный сервис, бензин 1л (марки 92) = 1.83 €; Паром на остров Rosalalandet. Местный паром, на N оконечности острова, ходит на материк.

Примечание: местный паром это понятие условное. Местные паромы, это паромы, которые ходят от берега до берега, на тросе (все они имеют расцветку жёлтого цвета). В Атласе навигационных карт, эти паромы показаны специальным знаком (белый паром на синем фоне) и надписью «Cable ferry». Там, где стоят такие знаки и иногда знак «Подать сигнал» или «Прочие опасности» - необходимо соблюдать особую осторожность. Там, где курсируют паромы на тросе – на обоих берегах, установлены светофоры с «красным» и «зелёным» огнями. Необходимо следить за ними, и прекращать движение, если горит «красный» огонь.

Сами паромы несут дневные сигналы по МППСС-72 г (Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов); согласно Правила 3 Общие определения; Правила 18 Взаимные обязанности судов; Правила 27 МППСС-72 г. «судно, лишенное возможности управляться» - паром, выставляет два (чёрных) шара, расположенных по вертикальной линии, (в тёмное время суток, паром, по мимо ходовых огней - несёт два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии).
В любом случае, (если Вы судно с механическим двигателем на ходу, или парусное судно на ходу, или судно, занятое ловом рыбы на ходу) однозначно уступаете судну, с такими сигналами на мачтах – дорогу, не уступите, все последствия на Вас…
Паромы, ходящие на большие расстояния, между островами и не связанные с берегом тросом, имеют другую расцветку - белого (надстройки и корпус) цвета.

Дерзайте, кто любит путешествия на велосипедах и автомобилях! По островам Аландского архипелага!!!

От острова Kasnas, координаты из местной газеты j = 59°55,?2 l = 22°24,?5. Карты № 645 и врезка 647-3; и острова Rosalalandet Карты № 645, 647 врезки № 645-1, 647-3 гостевая гавань № 576: jк = 59°51,?18" lк = 22°25,?01" - ходят туристические маршрутные катера, к отрывающемуся в 8.5 милях (15750 м) от посёлок Rosala к S знаменитого морского маяка Bengtskar lighthouse. Маяк (построен в 1874 году) и сейчас является музеем. Стоимость прогулки на действующий и сейчас 12-и этажный маяк-музей от Kasnas-Rosala-Bengtskar-Kasnas 50 €, для детей 4-14 лет 25 €. Стоимость от Rosala-Bengtskar-Rosala 28 €, для детей 4-14 лет 14 €. Доставка туристов с 1 июня по 31 августа.

Карта № 646 и врезка № 646-1 Гостевая гавань № 603: jк = 60°01,?12" lк = 22°30,?24". Место называется Dalsbruk Taalintehdas находится к N от острова Biskopso. Мы туда не заходили, но известно, что есть магазин, можно заправится топливом.

Карта № 647 и врезка № 647-2 Остров Tunnhamn. Гостевая гавань № 614: jк = 59°55,?38" lк = 22°11,?00". Это рыбацкий посёлок, нет магазина, нет бензина, нет сервиса.

Карты № 648, 645, 647 и врезка № 648-3 Остров Hogsara. Гостевая гавань № 597: jк = 59°57,?14" lк = 22°22,?12". Стоянка у причала – стоит 8 €, за свет 2 €, ночевали. Бензина нет, есть кафе, есть выход в Интернет (платный), туалет с бумагой, с инструкцией по пользованию (КАКИ, ПИСИ), и колокольчиком – вышел, позвони, с рядом стоящих яхт приходит следующий страдающий. Очень много можно наловить рыбы – подлещики.

Карта № 717 и врезка № 717-1 Остров Korppo (Korpo) www.korpo.fi www.korppoo.fi место Korpostrom (Osterkalax) Гостевая гавань № ? jк = 60°06,?59" lк = 21°36,?00". Стоянка у причала, здесь музей архипелага www.skargardscentret.fi ресторан, магазин, бесплатный Интернет (можно пользоваться недолго, много желающих туристов). Топливом можно заправиться только через 5 км, в ближайшей деревне.

Здесь, мы навсегда расстались с фотоаппаратом и 1000-ю снимками и видео-роликами! Теперь наш поход, смотрят местные рыбы, некоторым это нравиться. Спохватились его, через 4 часа, двигаясь по маршруту далее. Вернулись – обыскали все места, где были и даже, сверкающий чистотой туалет.

Ввиду того, что катамаран самодельной постройки из всех удобств, на нём находилось только 6 спальных мест, мы периодически заходили в гавани Финляндии для, отдачи ненужного и пополнения запасов: воды, бензина, вкусных финских сосисок и пива. Кстати, пиво «Лапин Кулька» - перевод на русский язык, варил русский промышленник, ещё при Царе – батюшке! Их нет, Царства им Небесного! Но радовать финнов и других туристов, это пиво продолжает!

Карты № 727 и врезки № 727-2 № 723-3 База знаменитого Финского Викинга Фредрика Койвисало (КуаСала) на острове Houtskari (Houtskar) www.houtakar.fi Хоутшер jк = 60°12,?24" lк = 21°22,?59". Здесь есть плавучий ресторан «Elle» – платишь 7€ и питаешься столько, сколько хочешь (заказал, что – либо и бери, дополнительно в центре зала, салатики, хлебушек, специи и т.п.).

От этой точки, по берегу и по шоссе 7 км., а так же морем, можно попасть в гостевую гавань № ? jк = 60°13,?44" lк = 21°22,?20". Это яхт-клуб на острове Houtskari (Houtskar). Здесь есть уютный пансионат, с домиками и гостиницей, магазины, можно пополниться топливом. В этом месте музей древних судов, музей архипелага, прекрасная деревянная церковь Св. Марии (протестантский приход) в ней висит шведский парусник (прекрасно выполненный макет – в церкви!), который 400 лет назад пришёл в эти воды и основал поселение и многое другое – есть что посмотреть.

Примечание: я оставил записи от имени экипажа «Смоленск» в особых книгах посещений музея и церкви. Такое впечатление, что русские яхты и катера, сюда не заходили многие годы!? Хотя, здесь нам повстречались яхты из США, Канады, не считая всех стран Балтийского моря.

Карта № 727 На острове Houtskari (Houtskar) Хоутшер в точке с координатами jк = 60°11,?24" lк = 21°26,?5" есть ещё место укрытия. Здесь только кафе, но отсюда ходят паромы (место Vikos Lossi Farja) перевозящий автомобили в п. Ханко, п. Турку и соседние острова Saverkeit и другие места Або-Аландского архипелага. Здесь есть якорное место с глубинами 12.9 метра, закрытое от W N S ветров в точке Houtskari (Houtskar) jк = 60°10,?54" lк = 21°26,?20" К Е и к NЕ от острова Хоутшер находится район ограниченного плавания Хоутшер!

Карта № 701 Гостевое место jк = 59°52,?12" lк = 22°12,?00". Бензин под сомнением. Карта № 701 гостевое место jк = 59°55,?30" l к = 22°11,?00". Карта № 709 дикая стоянка jк = 60°05,?12" l к = 21°59,?00".

Карта № 709 ремонтировали мачту на острове Kirjais jк = 60°08,?00" l к = 21°58,?24". Поучаствовали в местной ярмарке и аукционе. Это приблизительно, словно бы барахолка во времена СССР. Местные жители, вблизи лежащих островов, привозят ВСЁ, что им не нужно дома. Грампластинки, угольные утюги, якоря, книги, пустые бутылки и т.п. вещи – и все это сбывают друг другу.

Карта № 710, мы зашли на остров Knivskar координаты его приблизительные jк ? 60°00,?48" lк ? 21°59,?00" .

Примечание: все эти марины, имеют следующие понятия: гавани с номерами, для визитов, марины – только для яхт, несущих клубные номера, гавани имеющие приют, убежище и кров, марины, с коротким сроком швартовки, места с короткими условиями стоянки на мёртвом якоре. Каждая марина имеет не только номер, но ещё и соответствующую букву, которая сразу раскрывает информацию, о состоянии гавани, безопасной стоянке, услугах и т.п. информации. А не тогда, когда Вы прошли много миль – и поняли, что Вам, вместо отдыха надо двигаться дальше.

Недостатки, замеченные в плавучих средствах навигационного оборудования (плавучие СНО). У многих морских вешек – краска желтого и зеленого цвета - выцвели, и они стали похожи на раскрашенные в белый цвет! Особенно трудно различать цвета, когда глаз наблюдателя находится против Солнца.

БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ ОБОЗНАЧЕНИЯ СУДОВОГО ХОДА И БЕРЕГОВЫЕ СНО:

На побережье Финляндии, помимо знаков (огней) навигационной обстановки, имеется огромное количество осевых створных знаков для финских военных кораблей и вспомогательных судов. Эти створные знаки не представлены даже в финских Атласах навигационных карт.

Примечание: створ осевой – состоит из двух знаков (переднего и заднего), указывающих ось судового хода на прямолинейном участке водного пути. Передний знак расположен всегда ниже заднего. По своей форме створные знаки для «милитари» целей выглядят одинаково, во всех районах Финляндии. Передний – «красный круг, на белом щите», задний – то же самое, только под белым кругом находится «белый ромб, на красном щите в виде ромба».

Данные створные знаки, можно видеть на берегу и они же показаны в местной литературе – для подготовки финских судоводителей, например в книге: Veneilyn Aapinen Merenkulkulaitos издания Painoyhtyma Oy, Porvoo 2008 год.

При необходимость эти осевые створные знаки можно использовать, для подхода к берегу, или для других целей. Обнаружены и другие знаки для целей «милитари». На островах и побережье, есть так же «самодельные» створные знаки, не показанные в Атласе, но которые указывают безопасный проход или подход, например к маяку. Их рисуют рыбаки и местные жители для своих навигационных целей. В трудную, штормовую пору, можно этим воспользоваться!

Военные зоны и зоны ограниченного плавания, на побережье имеют надписи на щитах MILITARI AREA и текст, возможно о запрещении приближаться или высадки на берег в таких районах.

При отсутствии береговых ориентиров (навигационных знаков) можно уточнить своё место по надписям на берегу KABEL на желтого цвета щитах. На навигационных картах, всегда в этом месте увидишь подводный кабель! Очень полезная и хорошая информация для целей навигации и лоции.

На некоторых подводных (невидимых в море глазу) камнях – сидят птицы! И их (камни – навигационные опасности) только так можно обнаружить!

Интересный способ определения места яхты (если Вашу навигационную карту сдуло в море навсегда) – это двигаться в общем, направлении движения (потока движения) яхт и катеров. Финны очень ответственные граждане. По морю, они ходят, строго соблюдая все правила, которые предписаны (МППСС-72, МАМС, Лоцией, местные правила плавания и т.п.). Они всегда строго будут обходить морские буи и вешки только по правилам. За 26 суток, ни разу, ни кто из них (даже обнаруженных в бинокль), не нарушил правила плавания и маневрирования.

Вывод: двигайся за катерами и яхтами, и они приведут Вас туда, куда Вам необходимо! Или приблизительно туда, а глобус, что бы не улетал за борт, приколоти гвоздями к своей палубе!

Здания береговых лоцманских станций – окрашены в «красно-белые» цвета. На здании поднимают флаг по Международному Своду Сигналов – в виде флага «бело-красного» цвета, обозначающего «у меня есть на борту лоцман». Радио связь с лоцманскими станциями, не представляет трудностей, при несении вахты на УКВ в дежурном канале.

В некоторых местах, на судоходных фарватерах, встречаются буи и вешки желтого цвета. По правилам Системы МАМС региона «А» - это знаки специального назначения, для обозначения специальных районов (читай про данные районы - на картах на финском, шведском и английском языке, если, там это написано). К примеру, у портового терминала п. Котка - Mussalon Satama карта № 610-1. Или при пересечении морской границы Финляндии – тоже стоят вешки специального назначения, но всегда только желтого цвета.

РАБОТА РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ И ДРУГИХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ

В походе использовались ручные GPS навигаторы. В них необходимо было вводить поправки!? Районы, в которых нужно было вводить поправки, указаны в Атласе навигационных карт. При стоянке у берега и зная своё точное место, необходимо уточнять эти поправки, включать навигатор и производить замеры! GPS навигаторы, хороши в открытом море, а не там, где ширина фарватера для прохода составляла 50 метров! 95% счисления пути катамарана «Смоленск» шло с использованием бинокля (со встроенным магнитным компасом и угломерной сеткой) и 5% по GPS навигатору.

Магнитные курсоуказатели практически не использовались. Стационарно, не главного, не путевого магнитных компасов на катамаране не было установлено. Поэтому, девиационные работы никакие не проводились. Магнитное склонение, по маршруту похода – учитывалось, не смотря на то, что в описываемом районе есть районы магнитной аномалии (где величина магнитного склонения «гуляла» от 0 до ± 15°).

РАЗНОЕ

Карта № 635 Остров Sanoxolm его координаты jк = 59°51,?15" l к = 23°29,?15" и здесь, поблизости ещё острова Anderlandet и Alglo, эти острова, на скалах которых прямо белой краской написаны (латинскими буквами) их названия! Прочел название острова на местности и разыскивай его на морской навигационной карте.

ИНТЕРЕСНОЕ

19 ноября 2008 года, по телевизору, в программе «Вести» в 15.00, был показан следующий сюжет: В 1771 году, у одного из островов Аландского архипелага (их около 180000) на глубине 41 метра, затонуло судно «Фрау Мария». Судно перевозило ценности из Голландии в Россию. До Екатерины Великой и Эрмитажа не довезли золото, бронзовые и медные статуи, картины Великих Мастеров (запаяны в свинец и покрыты парафином) и другое. Всего сокровищ, по современным деньгам на 1 миллиард евро!

В 1999 году, финский аквалангист нашел это судно, оно, стоит вертикально и хорошо сохранилось. Мы знаем этот остров, есть его точные координаты! Парусный катамаран «Смоленск» прошёл в 15 милях от острова, у которого затонуло судно «Фрау Мария». В ноябре 2008 года, в Российскую Федерацию приезжал финский Премьер Министр. Наш Премьер В.В. Путин вёл с ним переговоры, по поводу подъёма «Фрау Мария», это наше судно, принадлежит России. Финны молчат. Мы готовимся в поход…

Впечатления и навигационную обстановку для судоводителей и путешественников яхт и катеров - по Шведским и Норвежским водам (и других морских государств), напишу, когда там побываю!

МОЯ РЕКЛАМА:

Хотите отдохнуть, на Аландских островах, или в каком либо другом районе, мне для этого нужен хороший бинокль и морской Атлас навигационных финских карт!

Для заинтересованных в моих предложениях, готов обсудить Ваши предложения! Для желающих просто пообщаться, прошу не беспокоить – продолжайте лежать на диване и мечтать!

За ваш счёт, я сделаю Ваше путешествие приятным и безопасным, а Вы получите истинное удовольствие, от морского путешествия и будете вспоминать его всю жизнь. Не решаетесь самостоятельно выйти в море, для этого есть Я. Готов, подготовить Ваши походы – по любому маршруту!

Путевые заметки составлены штурманом похода на парусном катамаране «Смоленск», ПЕТРУСЁВЫМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ, офицером запаса ВМФ, выпускником Каспийского Высшего Военно-Морского училища 1976 года, инженером-штурманом ВМФ СССР и РФ, штурманом дальнего плавания.

Мой адрес E-mail: president_mlm@bk.ru (через нижнее _ тире) © 2008 год г. Смоленск.
ПЕТРУСЁВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ


Рейтинг@Mail.ru