Главная Новости Статьи Фотоархив Сотрудничество Музыка

ЧАСТЬ D - Звуковые и световые сигналы

Правило 32. Определения
(а) Слово «свисток» означает любое звукосигнальное устройство, могущее по давать предписанные звуки и соответствующее техническим требованиям, перечисленным в Приложении 3 к настоящим Правилам.
(b) Термин «короткий звук» означает звук продолжительностью около 1 с.
(c) Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 с.
Правило 33. Оборудование для подачи звуковых сигналов
(а) Судно длиной 12 метров и более должно быть снабжено свистком и колоколом, а судно длиной 100 метров и более должно, кроме того, быть снабжено гонгом, тон и звучание которого не могли бы быть смешаны со звуком колокола. Свисток, колокол и гонг должны соответствовать требованиям Приложения III к настоящим Правилам. Колокол и (или) гонг могут быть заменены другими устройствами, имеющими такие же соответствующие звуковые характеристики, причем всегда должна быть предусмотрена возможность подачи предписанных сигналов вручную.
(b) Судно длиной менее 12 метров не обязано иметь звукосигнальные устройства, предписанные пунктом (a) этого Правила, и если такое судно не имеет их, то оно должно быть снабжено другими средствами подачи эффективного звукового сигнала.
Правило 34. Сигналы маневроуказания и предупреждения
(а) Когда суда находятся на виду друг у друга, то судно с механическим двигателем на ходу, маневрируя так, как это разрешается настоящими Правилами, должно показать свой манёвр сигналами, подаваемыми свистком, следующим образом:
- один короткий звук означает «Я изменяю свой курс вправо»;
- два коротких звука означают «Я изменяю свой курс влево»;
- три коротких звука означают «Мои движители работают на задний ход».
(b) Судно может сопровождать звуковые сигналы, предписанные пунктом (а) этого Правила, световыми сигналами, повторяемыми в течение всего манёвра:
(i) эти световые сигналы должны иметь следующее значение:
- один проблеск означает «Я изменяю свой курс вправо»;
- два проблеска означают «Я изменяю свой курс влево»;
- три проблеска означают «Мои движители работают на задний ход»;
(ii) продолжительность каждого проблеска должна быть около 1 с, интервал между проблесками - около 1 с, интервал между последовательными сигналами - не менее 10 с;
(iii) используемый для подачи такого сигнала огонь, если он установлен, должен быть белым круговым огнём, видимым на расстоянии не менее 5 миль, и должен соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.
(c) Когда суда находятся на виду друг у друга в узком проходе или на фарватере, то:
(i) судно, намеревающееся обогнать в соответствии с Правилом 9 (е)(i) другое судно, должно показать своё намерение следующими сигналами, подаваемыми свистком:
- два продолжительных звука и вслед за ними один короткий звук, которые означают «Я намерен обогнать вас по правому борту»;
- два продолжительных звука и вслед за ними два коротких звука означают «Я намереваюсь обогнать вас по левому борту»;
(ii) судно, которое намереваются обогнать, должно, действуя в соответствии с Правилом 9 (е)(i), подтвердить своё согласие следующим сигналом, подаваемым свистком в указанной последовательности:
- один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звук.
(d) Когда суда, находящиеся на виду друг у друга, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действия другого судна или сомневается в том, предпринимает ли это другое судно достаточное действие для предупреждения столкновения, оно немедленно должно сообщить об этом подачей по меньшей мере пяти коротких и частых звуков свистком. Такой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим по меньшей мере из пяти коротких и частых проблесков.
(e) Судно, приближающееся к изгибу или к такому участку прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно подавать один продолжительный звук. Любое приближающееся судно, находящееся в пределах слышимости за изгибом или препятствием, должно отвечать на такой сигнал одним продолжительным звуком.
(f) Если на судне свистки установлены на расстоянии более 100 м друг от друга, то для подачи сигналов маневроуказания и предупреждения должен использоваться только один свисток.

Правило 35. Звуковые сигналы при ограниченной видимости


В районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днём или ночью, сигналы, предписанные этим Правилом, должны подаваться следующим образом.
(а) Судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 мин один продолжительный звук.
(b) Судно с механическим двигателем на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 мин два продолжительных звука с промежутком между ними около 2 с.
(c) Судно, лишённое возможности управляться или ограниченное в возможности маневрировать, судно, стеснённое своей осадкой, парусное судно, судно, занятое ловом рыбы, и судно, буксирующее или толкающее другое судно, должны вместо сигналов, предписанных пунктами (а) и (b) этого Правила, подавать через промежутки не более 2 мин три последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним два коротких.
(d) Судно, занятое ловом рыбы на якоре, и судно, ограниченное в возможности маневрировать, выполняющее свою работу на якоре, должны вместо сигналов, предписанных пунктом (g) этого Правила, подавать звуковой сигнал, предписанный пунктом (с) этого Правила.
(e) Буксируемое судно, а если буксируется больше одного судна, то последнее из них, если на нём находится команда, должно через промежутки не более 2 мин подавать четыре последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним три коротких. По возможности этот сигнал должен быть подан немедленно после сигнала буксирующего судна.
(f) Если толкающее судно и судно, толкаемое вперёд, жёстко соединены в сочленённое судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и подавать сигналы, предписанные пунктами (а) и (b) этого Правила.
(g) Судно на якоре должно через промежутки не более 1 мин учащённо звонить в колокол в течение приблизительно 5 с. На судне длиной 100 м и более этот сигнал колоколом должен подаваться на носовой части и немедленно вслед за ним на кормовой части - учащённый сигнал гонгом в течение приблизительно 5 с. Судно на якоре может для предупреждения приближающихся судов о своём местонахождении и о возможности столкновения дополнительно подавать три последовательных звука свистком, а именно - один короткий, один продолжительный и один короткий.
(h) Судно на мели должно подавать сигнал колоколом и, если требуется, гонгом, как это предписано пунктом (g) этого Правила, и дополнительно подавать три отдельных отчётливых удара в колокол непосредственно перед каждым учащённым звоном в колокол и после него. Судно на мели может дополнительно подавать соответствующий сигнал свистком.
(i) Судно длиной 12 м и более, но менее 20 м, не обязано подавать сигналы колоколом, предписанные пунктами (g) и (h) этого Правила. Однако, если оно их не подаёт, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не более 2 мин.
(j) Судно длиной менее 12 м не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подаёт, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не менее 2 мин.
(k) Лоцманское судно, когда оно находится при исполнении своих лоцманских обязанностей, в дополнение к сигналам, предписанным пунктами (а), (b) или (g) этого Правила, может подавать опознавательный сигнал, состоящий из четырёх коротких звуков.
Правило 36. Сигналы для привлечения внимания
Любое судно при необходимости привлечь внимание другого судна может подавать световые или звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные этими Правилами, или может направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.
Любой огонь, использующийся для привлечения внимания другого судна, должен быть таким, чтобы его нельзя было по ошибке принять за какое-либо средство навигационного оборудования. Применительно к целям настоящего Правила следует избегать использования прерывающихся или вращающихся огней с большой силой света (таких, как импульсные огни).
Правило 37. Сигналы бедствия
Когда судно терпит бедствие и требует помощи, оно должно использовать или выставлять сигналы, описанные в Приложении IV к настоящим Правилам.



ЧАСТЬ E – Изъятия


Правило 38. Изъятия
Любое судно (или тип судов), киль которого заложен или которое находится на соответствующей стадии постройки до вступления настоящих Правил в силу[1], при условии, что оно соответствует требованиям Международных правил для предупреждения столкновений судов в море, 1960 г., может быть освобождено от выполнения настоящих правил в отношении:
(а) установки огней с дальностью видимости, предписанной Правилом 22, на срок до четырёх лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
(b) установки огней с цветовыми характеристиками, предписанными пунктом 7 Приложения I к настоящим Правилам, - на срок до четырёх лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
(c) перестановки огней в связи с переходом от стандартной английской системы единиц к метрической и округлением измеряемых величин на все время;
(d)
(i) перестановки топовых огней на судах длиной менее 150 метров в соответствии с предписаниями пункта 3 (a) Приложения I к настоящим Правилам - на все время;
(ii) перестановки топовых огней на судах длиной 150 метров или более в соответствии с предписаниями пункта 3 (a) Приложения I к настоящим Правилам - на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
(e) перестановки топовых огней в соответствии с предписаниями пункта 2 (b) Приложения I к настоящим Правилам - на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
(f) перестановки бортовых огней в соответствии с предписаниями пунктов 2 (g) и 3 (b) Приложения I настоящих Правил-на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
(g) требований к звукосигнальным устройствам, предписанных Приложением III к настоящим Правилам - на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
(h) перестановки круговых огней в соответствии с предписаниями пункта 9 (b) Приложения I к настоящим Правилам - на все время.

Приложение I - Расположение и технические характеристики огней и знаков


1. Определение
Термин «высота над корпусом» означает высоту над самой верхней непрерывной палубой. Эта высота должна измеряться от точки, расположенной на вертикали под местом установки огня.
2. Вертикальное расположение огней и расстояния между ними
(а) На судне с механическим двигателем длиной 20 м или более топовый огни должны быть расположены следующим образом:
(i) передний топовый огонь, или если имеется только один топовый огонь, то этот огонь - на высоте не менее 6 м над корпусом, а если ширина судна превышает 6 м, то на высоте над корпусом не менее этой ширины, однако нет необходимости, чтобы этот огонь находился на высоте более 12 м над корпусом;
(ii) если судно несёт два топовых огня, то задний из них должен быть по меньшей мере на 4.5 м выше по вертикальной линии, чем передний огонь.
(b) Вертикальное расстояние между топовыми огнями судов с механическим двигателем должно быть таким, чтобы при всех нормальных условиях дифферента задний огонь был виден выше переднего и раздельно от него на расстоянии 1000 м от форштевня, если смотреть от уровня моря.
(c) Топовый огонь судна с механическим двигателем длиной 12 м и более, но менее 20 м, должен быть расположен на высоте не менее 2.5 м над планширем.
(d) Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может нести самый верхний огонь на высоте не менее 2.5 м над планширем. Однако если оно несёт топовый огонь дополнительно к бортовым и кормовому или несёт круговой огонь, предписанный Правилом 23 (c)(i) дополнительно к бортовым огням, то такой топовый или круговой огонь должен быть расположен по меньшей мере на 1 м выше бортовых огней.
(e) Один из двух или трёх топовых огней, предписанных для судна с механическим двигателем, когда оно буксирует или толкает другое судно, должен быть расположен в том же месте, что и передний или задний топовый огонь; в случае если он установлен на задней мачте, то самый нижний из задних топовых огней должен быть по меньшей мере на 4.5 м выше по вертикали, чем передний топовый огонь.
(f)
(i) Топовый огонь или огни, предписанные Правилом 23 (а), должны быть расположены таким образом, что они были отчётливо видны над всеми другими огнями и конструкциями, за исключением случаев, описанных в подпункте (ii);
(ii) когда круговые огни, предписанные Правилами 27 (b)(i) или 28, практически невозможно выставить ниже топовых огней, они могут быть выставлены над задним топовым огнём (огнями) или на высоте между передним топовым огнём (огнями) и задним топовым огнём (огнями); в последнем случае должно обеспечиваться выполнение требований пункта 3 (с) настоящего Приложения.
(g) Бортовые огни судна с механическим двигателем должны быть расположены на высоте над корпусом не более чем три четверти высоты переднего топового огня. Они не должны располагаться настолько низко, чтобы их видимости мешали палубные огни.
(h) Бортовые огни, если они в комбинированном фонаре и когда их несёт судно с механическим двигателем длиной менее 20 м, должны быть расположены не менее чем на 1 м ниже топового огня.
(i) В тех случаях, когда Правила предписывают, чтобы судно несло два или три огня по вертикальной линии, расстояния между огнями должны быть следующими:
(i) на судне длиной 20 м и более расстояние между такими огнями должно быть не менее 2 м, и нижний из них должен быть рас положен на высоте не менее 4 м над корпусом; это последнее требование не распространяется на кормовой огонь, когда судно несёт кормовой и буксировочный огни одновременно;
(ii) на судне длиной менее 20 м расстояние между такими огнями должно быть не менее 1 м, и нижний из них должен быть на высоте не менее 2 м над планширем; это последнее требование не распространяется на случай, когда судно несёт кормовой и буксировочной огни одновременно;
(iii) если судно несёт три огня, то они должны располагаться на равных расстояниях друг от друга.
(j) Нижний из двух круговых огней, предписанных для судна, занятого ловом рыбы, должен быть расположен над бортовыми огнями на вы соте, не меньшей, чем двойное расстояние по вертикали между этими круговыми огнями.
(k) Когда судно выставляет два якорных огня, то носовой якорный огонь, предписанный Правилом 30 (a)(i), должен быть выше кормового не менее чем на 4.5 м. На судне длиной 50 м или более носовой якорный огонь должен быть расположен на высоте не менее 6 м над корпусом.
3. Горизонтальное расположение огней и расстояния между ними
(а) Если для судна с механическим двигателем предписаны два топовых огня, то горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее половины длины судна, однако нет необходимости, чтобы оно превышало 100 м. Передний огонь должен быть расположен от форштевня на расстоянии, не превышающем четверти длины судна.
(b) На судне с механическим двигателем длиной 20 м или более бортовые огни не должны располагаться перед передним топовым огнём. Они должны быть расположены на бортах или вблизи бортов судна.
(c) Когда огни, предписанные Правилом 27(b)(i) или 28, располагаются на высоте между передним топовым огнём (огнями) и задним топовым огнём (огнями), эти круговые огни должны быть вынесены на расстояние не менее 2 м от диаметральной плоскости судна.
(d) Если для судна с механическим двигателем предписан только один топовый огонь, этот огонь должен располагаться впереди миделя; исключение составляет судно длиной менее 20 м, которое не обязано выставлять этот огонь впереди миделя, но должно выставлять его настолько впереди, насколько это практически возможно.
4. Расположение информационно-указательных огней и знаков на рыболовных судах и судах, занятых дноуглубительными или подводными работами
(а) Огонь, предписанный Правилом 26(с)(ii) для указания направления выметанных снастей с судна, занятого ловом рыбы, должен быть расположен на расстоянии не менее 2 м и не более 6 м по горизонтали от двух красного и белого круговых огней, предписанных Правилом 26(с)(i), и при этом указанный огонь должен быть рас положен не выше белого и не ниже бортовых огней.
(b) Огни и знаки судна, занятого дноуглубительными или подводными работами, предписанные Правилом 27(d)(i) и (ii), для указания стороны, на которой существует препятствие, и (или) стороны, с которой может безопасно пройти другое судно, должны быть расположены на максимально возможном удалении по горизонтали, но ни в коем случае не находиться на расстоянии менее 2 м от огней и знаков, предписанных Правилом 27(b)(i) и (ii). Верхний из этих огней или знаков ни в коем случае не должен быть расположен выше нижнего из трёх огней или знаков, предписанных Правилом 27(b)(i) и (ii).
5. Щиты для бортовых огней
Бортовые огни на судах длиной 20 м или более должны быть оборудованы со стороны, обращённой к диаметральной плоскости судна, щитами, окрашенными в чёрный матовый цвет, и должны удовлетворять требованиям п.9 настоящего Приложения.
На судах длиной менее 20 м бортовые огни должны быть оборудованы со стороны, обращённой к диаметральной плоскости судна, щитами, окрашенными в чёрный матовый цвет, когда это необходимо для удовлетворения требований п.9 настоящего Приложения. Если используется комбинированный фонарь с одной вертикальной нитью накала и очень узкой перегородкой между зелёной и красной секциями фонаря, установка наружных щитов не требуется.
6. Знаки
(а) Знаки должны быть чёрного цвета и следующих размеров:
(i) шар должен иметь диаметр не менее 0.6 м;
(ii) конус должен иметь диаметр не менее 0.6 м и высоту, равную его двойному диаметру;
(iii) цилиндр должен иметь диаметр не менее 0.6 м и высоту, равную его двойному диаметру;
(iv) ромб должен состоять из двух конусов с общим основанием. Размеры конуса должны соответствовать требованиям подпункта(ii).
(b) Вертикальное расстояние между знаками должно быть по меньшей мере 1,5 м.
(c) На судне длиной менее 20 м могут использоваться знаки меньших размеров применительно к размерениям судна, и расстояние между знаками может быть соответственно уменьшено.

7. Цветовые характеристики огней
Цветовые характеристики всех огней, предписанных настоящими Правилами, должны соответствовать нижеследующим стандартам, которые находятся в пределах областей диаграммы, установленных для каждого цвета Международной светотехнической комиссией (CIE). Границы области для каждого цвета определяются следующими координатами:

(i) белый


x

0,525

0,525

0,452

0,310

0,310

0,443

y

0,382

0,440

0,440

0,348

0,283

0,382

(ii) зелёный


x

0,028

0,009

0,300

0,203

y

0,385

0,723

0,511

0,356

(iii) красный


x

0,680

0,660

0,735

0,721

y

0,320

0,320

0,265

0,259

(iv) жёлтый


x

0,612

0,618

0,575

0,575

y

0,382

0,382

0,425

0,406

8. Сила света огней
(а) Минимальная сила света огней должна рассчитываться по формуле:
I = 3,43 * 106 * T * D2 * K ? D
где:
I - сила света в эксплуатационных условиях в канделах;
T - световой порог 2 * 10 ? 7 люкса;
D - дальность видимости огня (дальность освещения) в морских милях;
K - коэффициент пропускания атмосферы.
Значение коэффициента К для предписанных огней должно быть 0,8, что соответствует метеорологической видимости, равной приблизительно 13 морским милям.
(b) Некоторые значения силы света, вычисленные по указанной формуле, представлены в следующей таблице:


Дальность видимости огня (дальность освещения) в морских милях, D

Сила света огня в канделах при К=0.8, I

1

0,9

2

4,3

3

12

4

27

5

52

6

94

ПРИМЕЧАНИЕ: Максимальную силу света огней следует ограничивать во избежание чрезмерного ослепляющего действия. Это не должно достигаться применением устройств для регулирования силы света.
9. Горизонтальные секторы
(а)
(i) Установленные на судне бортовые огни должны обеспечивать в направлении по носу минимальную требуемую силу света. Эта сила должна уменьшаться так, чтобы в пределах от 1 до 3 градусов за границами установленных секторов свет практически исчезал;
(ii) Минимальная требуемая сила света кормовых, топовых и бортовых огней должна обеспечиваться по дуге горизонта в пределах, предписанных Правилом 21 секторов, не доходя 5 градусов до границы сектора в направлении 22.5 градусов позади траверза. Далее сила света может уменьшаться до 50% на границе сектора; затем она должна постепенно уменьшаться с тем, чтобы в пределах 5 градусов за границами предписанных секторов свет практически исчезал.
(b)
(i) (i) Круговые огни должны быть расположены таким образом, чтобы их не затемняли мачты, стеньги или конструкции в пределах угловых секторов более 6 градусов. Это требование не распространяется на якорные огни, предписанные Правилом 30, которые нет необходимости выставлять на чрезмерной высоте над корпусом;
(ii) (ii) Если практически трудно выполнить требования подпункта (b) (i) этого раздела установкой только одного кругового огня, должны быть выставлены два круговых огня в подходящем месте или экранированных таким образом, чтобы они были видны, насколько это практически возможно, как один огонь с расстояния 1 миля.
10. Вертикальные секторы
(а) Установленные электрические огни, за исключением огней на парусных судах на ходу, должны обеспечивать в вертикальных секторах:
(i) по меньшей мере требуемую минимальную силу света в пределах от 5 выше и до 5 градусов ниже горизонтальной плоскости;
(ii) по меньшей мере 60% требуемой минимальной силы света в пределах от 7.5 выше и до 7.5 градусов ниже горизонтальной плоскости.
(b) Электрические огни, установленные на парусных судах на ходу, должны обеспечивать в вертикальных секторах:
(i) по меньшей мере требуемую минимальную силу света в пределах от 5 выше и до 5 градусов ниже горизонтальной плоскости;
(ii) по меньшей мере 50% требуемой минимальной силы света в пределах от 25 выше и до 25 градусов ниже горизонтальной плоскости.
(c) Для неэлектрических огней эти требования должны выполняться настолько, насколько это возможно.
11. Сила света неэлектрических огней
Минимальная сила света неэлектрических огней должна, насколько возможно, соответствовать значениям силы света, указанным в таблице пункта 8 этого Приложения.
12. Огонь маневроуказания
Независимо от положений пункта 2 (f) этого Приложения огонь маневроуказания, предусмотренный Правилом 34 (b), должен быть расположен в этой же самой продольно-вертикальной плоскости, что и топовый огонь или огни, и, насколько это практически возможно, на высоте не менее 2 м по вертикали выше переднего топового огня. При этом огонь маневроуказания должен быть расположен по вертикали не менее чем на 2 м выше или ниже заднего топового огня. На судне, которое имеет только один топовый огонь, огонь маневроуказания, если он имеется, должен быть установлен на наиболее видном месте в расстоянии не менее 2 м по вертикали от топового огня.
13. Высокоскоростные плавучие средства[1]
(а) Топовый огонь на высокоскоростном плавучем средстве может быть расположен на высоте, отношение которой к ширине плавучего средства меньше, чем предписано Разделом 2 (a) (i) этого Приложения, при условии, чтобы угол при основании равнобедренного треугольника, образованного бортовыми отличительными и топовыми огнями, видимый с верхней точки оконечности судна, был менее 27°.
(b) На высокоскоростном плавучем средстве длиной 50 м и более вертикальное расстояние между передним и задним топовыми огнями в 4,5 м, предписанное разделом 2 (a) (ii) этого Приложения, может быть изменено при условии, что это расстояние не должно быть менее величины, определённо по следующей формуле:
y=\frac{(a+17\psi)C}{1000}+2
где:
y – возвышение заднего топового огня над передним топовым огнём в метрах;
a – высота в метрах переднего топового огня над волной поверхностью в эксплуатационном состоянии плавучего средства;
? – дифферент плавучего средства в градусах в эксплуатационном состоянии;
C – расстояние по горизонтали в метрах между топовыми огнями.
14. Одобрение
Конструкция огней и знаков, а также установка огней на судне должны отвечать требованиям соответствующего компетентного органа того государства, под флагом которого судно имеет право плавания.

Приложение II - Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга

1. Общее указание
Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26 (d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не менее 0.9 м в сторону от огней, предписанных Правилом 26 (b) (i) и (c) (i), и ниже этих огней. Эти огни должны быть круговыми и видимыми на расстояние не менее 1 мили, но на меньшее расстояние, чем огни, предписанные настоящими Правилами для судов, занятых ловом рыбы.
2. Сигналы для судов, занятых тралением
(а) Суда длиной 20 м и более, занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагические снасти, могут выставлять:
(i) когда они вымётывают снасти - два белых огня, расположенные по вертикальной линии;
(ii) когда они выбирают снасти - белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии;
(iii) когда снасть зацепилась за препятствие - два красных огня, расположенных по вертикальной линии.
(b) Каждое судно длиной 20 м или более, занятое парным тралением, может показывать:
(i) ночью - луч прожектора, направляемый вперёд и в сторону другого судна этой пары;
(ii) когда суда вымётывают или выбирают снасти или когда их снасти зацепились за препятствие, — огни, предписанные пунктом 2 (а) этого Приложения.
(c) Судно длиной менее 20 м, занятое тралением, независимо от того, использует ли оно донные или пелагические снасти или занято парным тралением, может выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого раздела соответственно.
3. Сигналы для судов, производящих лов рыбы кошельковыми неводами
Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять два жёлтых огня, расположенных по вертикальной линии. Эти огни должны попеременно давать проблески каждую секунду, причём продолжительность света и затемнения должна быть одинаковой. Эти огни могут быть выставлены только тогда, когда движение судна затруднено его рыболовными снастями.

Приложение III - Технические характеристики звукосигнальных устройств

1. Свистки
(а) Частоты и дальность слышимости.
Основная частота сигнала должна быть в пределах 70-700 Гц. Дальность слышимости сигнала должна определяться такими частотами, которые могут включать основную и (или) одну или несколько более высоких частот в пределах 180-700 Гц (±1%) для судна длиной 20 м и более, или 180-2100 Гц (±1%) для судна длиной менее 20 м, обеспечивающих уровни звукового давления, указанные ниже в пункте 1 (с) этого Приложения.
(b) Пределы основных частот.
Чтобы обеспечить достаточно большое разнообразие характеристик свистков, основная частота должна находиться в следующих пределах:
0-200 Гц для судна длиной 200 м и более;
(ii) 130-350 Гц для судна длиной 75 м и более, но менее 200 м;
(iii) 250-700 Гц для судна длиной менее 75 м.
(c) Сила звука и дальность слышимости сигнала.
Установленный на судне свисток должен обеспечивать в направлении максимума силы звука и на расстоянии 1 м от него такой уровень звукового давления, который по крайней мере в одной 1/3 октавной полосе в диапазоне частот 180-700 Гц (±1%) - для судна 20 м и более или 180-2100 (±1%) - для судна менее 20 м, был бы не меньше, чем соответствующее значение, приведённое в следующей таблице:


Длина судна в метрах

Уровень на расстоянии 1 м в 1/3 октавной полосе в децибелах, отнесённый к 2 * 10 ? 5 H/m?

Дальность слышимости в морских милях

200 или более

143

2

75 и более, но менее 200

138

1,5

20 и более, но менее 75

130

1

менее 20

120
115
111

0,5

Дальность слышимости в приведённой таблице даётся для сведения и приблизительно является той дальностью, на которой свисток можно услышать в направлении максимума силы звука с 90-% вероятностью в условиях спокойной атмосферы на борту судна со средним уровнем шума в местах прослушивания (принимая средний уровень шума 68 дБ в октавной полосе с центром 250 Гц и 63 дБ - в октавной полосе с центром 500 Гц). Практически дальность, на которой можно услышать свисток, чрезвычайно изменчива и в большей степени зависит от условий погоды; вышеприведённые табличные значения можно рассматривать как типичные, но при наличии сильного ветра и высоком уровне шума в местах прослушивания дальность слышимости может значительно уменьшаться.
(d) Звукосигнальные устройства направленного действия.
Уровень звукового давления, создаваемый свистком направленного действия, в любом направлении в горизонтальной плоскости в пределах + 45 гр. от направления максимума звука не должен быть ниже чем на 4 дБ от предписанного уровня звукового давления на основном направлении. Во всех остальных направлениях в горизонтальной плоскости уровень звукового давления не должен быть ниже чем на 10 дБ от предписанного уровня звукового давления на основном направлении, так чтобы дальность слышимости в любом направлении была бы не меньше половины дальности слышимости на основном направлении. Уровень звукового давления должен измеряться в той 1/3 октавной полосе, которая определяет дальность слышимости.
(e) Расположение свистков.
Когда свисток направленного действия применяется в качестве единственного свистка на судне, он должен быть установлен таким образом, чтобы максимальная сила звука была направлена строго вперёд. Свисток должен быть расположен настолько высоко, насколько это практически возможно на судне, чтобы уменьшить помехи распространения звука и свести к минимуму опасность повреждения слуха у экипажа. Уровень звукового давления собственного сигнала судна в местах прослушивания звуковых сигналов не должен быть более 110 дБ (А) и, насколько это практически возможно, не превышать 100 дБ (А).
(f) Установка более чем одного свистка.
Если на судне свистки установлены на расстоянии более 100 м друг от друга, то должны быть приняты меры, чтобы они не действовали одновременно.
(g) Комбинированные звуковые системы.
Если предполагается, что из-за наличия препятствий звуковое поле единичного свистка или одного из свистков, упомянутых в пункте 1 (f) этого Приложения, имеет зону значительного снижения уровня сигнала, то рекомендуется устанавливать комбинированную систему, чтобы устранить влияние этих препятствий. Применительно к настоящим Правилам комбинированная звуковая система должна рассматриваться как один свисток. Свистки комбинированной системы должны быть размещены на расстоянии не более 100 м друг от друга и устроены так, чтобы могли звучать одновременно. Частоты этих свистков должны между собой отличаться по меньшей мере на 10 Гц.
2. Колокол или гонг
(а) Сила звука сигнала. Колокол или гонг, или иное устройство с аналогичными звуковыми характеристиками должны обеспечивать уровень звукового давления не менее 110 дБ на расстоянии 1 м от них.
(b) Конструкция. Колокол и гонги должны быть изготовлены из коррозионностойкого материала и издавать звук чистого тона. Диаметр раструба колокола должен быть не менее 300 мм для судов длиной 20 м или более и не менее 200 мм для судов длиной 12 м и более, но менее 20 м. Там, где это практически возможно, рекомендуется применять колокол с механическим приводом «языка» для обеспечения постоянной силы звука, но при этом должна быть сохранена возможность звонить в колокол вручную. Масса «языка» должна быть не менее 3% массы колокола.
3. Одобрение
Конструкция звукосигнальных устройств, их характеристики и установка на судне должны отвечать требованиям соответствующего компетентного органа государства, под флагом которого судно имеет право плавания.

Приложение IV - Сигналы бедствия

1. Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:
(а) выстрелы или другие производимые путём взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
(b) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
(c) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
(d) сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков ...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;
(e) сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова «МЭЙДЭЙ»;
(f) сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
(g) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;
(h) пламя на судне (например от горящей смоляной или мазутной бочки и т.д.);
(i) красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
(j) дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
(k) медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
(l) радиотелеграфный сигнал тревоги;
(m) радиотелефонный сигнал тревоги;
(n) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
(o) одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.
2. Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.
3. Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:
(а) полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);             
(b) цветное пятно на воде.